Каждая из них действительно...
Я сказал бы, что это даже не «опасность», а факт. Все универсалии — продукты человеческого мышления.
К. Гедель (2007), обсуждая позицию Б. Рассела, пишет:
Классы и концепции (понятия. — Авт.) могут, однако, рассматриваться так же, как реальные объекты, а именно: классы — как «множественности вещей» или как структуры, состоящие из множественности вещей, а концепции — как свойства и отношения вещей, существующих независимо от наших определений и построений. Мне кажется, что предположения о таких объектах столь же допустимы, как и предположения о физических телах, и имеется столь же много причин верить в их существование [с. 247]. '
Глава 2.2. Категории 427
С автором можно было бы согласиться, если бы существовали объекты вообще: стол (вообще), стул (вообще), собака (вообще), но их нет, а есть лишь множество конкретных столов, множество стульев, множество собак. К тому же ни одно из множеств нельзя отождествить с той сущностью, которая обозначается соответствующим общим абстрактным понятием. Понятие собака, например, — это вовсе не множество конкретных собак, а универсальная вербальная модель любой чувственно воспринимаемой собаки из данного множества, тогда как множество собак обозначается понятием стая собак. Таким образом, даже если мы забудем о том, что и конкретная собака чувственно конституируется нашим сознанием, множество конкретных собак нельзя рассматривать как «реальный объект», соответствующий понятию собака.
Универсалии не зря носят такое название. Каждая из них действительно универсальная вербальная модель любого конкретного объекта из бесконечного множества сходных конкретных объектов. Как пишет К. Поппер (2004):
.5 ь 1 -
Попытка охарактеризовать индивидуальную вещь только посредством ее универсальных свойств и отношений, которые кажутся принадлежащими лишь ей одной, обречена на провал. Такая процедура описывала бы не отдельную индивидуальную вещь, а целый универсальный класс тех индивидов, которые обладают указанными свойствами и отношениями [с. 61].
Но без универсалий вербальное моделирование реальности стало бы невозможным, так как потребовалось бы бесконечное количество понятий для обозначения каждого конкретного объекта в каждом таком множестве. Понятия, обозначающие конкретные объекты — имена собственные, весьма немногочисленны и используются для «маркировки» наиболее важных для человека объектов. Все остальные объекты обозначаются с помощью вербальных конструкций из универсалий: белая собака, дерево у калитки, серый чемодан с желтой наклейкой и т. д. и т. п.