Категории этого уровня имеют большую...
Б. Стросс [В. Stress, 1969], исследуя обучение языку тцелтал, обнаружил, что в первую очередь ребенок усваивает названия растений, которые являются родовыми наименованиями, то есть категории базового уровня. Дж. Лакофф [2004, с. 54-55] сообщает об исследовании Б. Берлина и его сотрудников:
! я В. Berlin, D. Breedlove, P. Raven (1974), изучая народную классификацию растений и животных у людей, говорящих на языке тцелтал в Мексике, обнаружили, что один из классификационных иерархических уровней — «род» является для них важнейшим, или базовым, а их классификационная иерархия выглядела примерно так: л' • >т>- иыяз у,,, ,<>.• v - ч
Уровень > - Примеры v,
ВИДЫ - . Сахарный клен, белый дуб
РОД nW’h Дуб, клен
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ Лиственное дерево, хвойное дерево й ' ’ 4 ‘ ^
ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ Дерево, куст, птица, рыба
НАИВЫСШИЙ Растение, животное цьРС; г.
Примерами растений и животных на уровне «рода» являются дуб, клен, кролик, енот и т. д. Авторы полагают, что уровень рода является психологически базовым в следующих отношениях. . .
Люди предрасположены называть вещи на этом уровне.
Языки располагают более простыми именами для вещей на этом уровне.
Категории этого уровня имеют большую культурную значимость. ,},
Вещи на этом уровне запоминаются более легко.
Вещи на этом уровне воспринимаются целостно, как единый гештальт, тогда как
‘ для идентификации на более низком уровне должны быть выбраны специфические признаки (называемые отличительными свойствами), отличающие, например, один вид дуба от другого.
По мнению Дж. Лакоффа, гипотеза Б. Берлина позволяет предположить, что мы не встретим культур, где все уровни категоризации отличались бы от наших и от тцелтал, просто потому, что все люди имеют одинаковые способности гештальт - ного восприятия и моторики, которые и играют главную роль в формировании категорий базового уровня. Он приводит также данные Элеоноры Рош и соавторов и сообщает, что они:
...обнаружили, что базовый уровень — это: наивысший уровень, на котором члены категории имеют воспринимаемый чувствами сходный внешний вид; наивысший уровень, на котором единичный ментальный образ может отражать целую категорию; наивысший уровень, на котором люди используют сходные физические действия для взаимодействия с различными членами категорий; уровень, на котором члены категорий идентифицируются наиболее быстро, уровень с общеизвестными и наиболее употребительными обозначениями членов категорий; первый уровень, осваиваемый и именуемый детьми; первый уровень, на котором слова входят в язык; уровень с наиболее короткими основными лексемами; уровень, на котором слова используются в нейтральных контекстах... уровень, на котором находится в систематизированном виде большая часть наших знаний [с. 71-72].