Глухие дети фактически создавали...
Исследователям действительно будет трудно обойтись без идеи биологически обусловленного наследования знания, если они не поймут тот факт, что знание приобретается ребенком в процессе усвоения им языка с каждым новым словом, потому что каждое слово — это и есть особое знание о реальности, хранящееся в объективной психической реальности и относительно априорное для усваивающего его ребенка. Тех же, кто поймет этот факт, перестанет удивлять, как ребенок, никогда не сталкивавшийся с чем-либо новым для него, вроде бы уже имеет знание об этом новом. Усваивая понятие, обозначающее конкретный предмет, ребенок сразу приобретает часть знаний о нем, его свойствах, изменениях и возможном использовании. При понимании данного факта такая сущность, как «врожденное» знание, становится нам не нужна.
.1;-J> ч. '-ч'-"' s/'iuy. tp ’Л
2.4.3. Сенсорная основа пропозиции
Р. Л. Аткинсон, Р. С. Аткинсон, Э. Е. Смит и др. [2007, с. 371 ] описывают глухих детей, которых не учили языку знаков.
Авторы сообщают, что прежде, чем эти дети получили какую-либо подготовку в чтении и вокализации по губам, они начали использовать систему жестов, называемую родным знаком. Поначалу их родной знак был чем-то вроде простой пантомимы, но постепенно обретал свойства языка. Он включал отдельные знаки и комбинации знаков. Глухие дети фактически создавали свой собственный язык. Они сначала изображали жестами по одному знаку, затем складывали из своих пантомим «предложения» длиной в два и три понятия. По мнению авторов, эти поразительные результаты свидетельствуют о богатстве и детальности врожденного знания.
На самом деле нет никаких оснований обсуждать в данном случае наличие какого-то «врожденного знания», так как дети замещали специальными знаками
Глава 2.4. Простые вербапьные'структуры — пропозиции 485
Имеющиеся уже у них зрительные модели-репрезентации окружающей реальности, то есть многочисленные предпонятия. Место слуховых вербальных образов в психической структуре того, что можно назвать «специфическими понятиями» этих детей, заняли визуальные образы жестов. Таким образом, у детей сформировались своеобразные пантомимические понятия, в которых образы слов заместились образами жестов. Данные интересные наблюдения свидетельствуют лишь о том, что в роли понятий (вербальных образов, имеющих понятное человеку значение) могут выступать отнюдь не только образы привычных нам слов, но и образы совершенно иных объектов-знаков, например пантомимических. В качестве таких аналогов понятий могут быть использованы не только образы жестов, но и, как показывают исследования приматов, образы специальных пластиковых жетонов, предложенных Д. Примэком (D. Premack), образы специальных значков — лекси - грамм на клавиатуре компьютера, так называемый язык «йеркиш», разработанный Д. Рамбо (Rumbaugh et al.), и др. (подробнее об этом см., например: 3. А. Зорина, И. И. Полетаева, 2001).