Это целое и определило ход фразы. ...В первом...
Обсуждая апперцепцию1 в понимании В. Вундта, Н. Н. Ланге (2005) предлагает сравнить два ассоциативных ряда: бессвязный ряд слов — «школа, сад, дом, твердый, мягкий, длинный, видеть» и другой ряд в виде осмысленной фразы Гете: «Весна пришла во всей своей красе, ранняя гроза прогремела в горах» — и про- должает. >- -1 =я.?; «х-х i - .п-, у-!.: ? .1 '• ^ - 4. «1 t
Чем, спрашивается, различаются психологически эти два ряда? Недостаточно просто сказать, что первый ряд есть лишь случайный набор слов, а второй имеет сам по себе смысл. Ибо случайность первого лишь кажущаяся, его происхождение было закономерно обусловлено ассоциациями. Осмысленность же второго ряда может и отсутствовать, например, для ребенка, который выучивает его просто на память. Притом и в этом втором ряду даже для понимающего его действуют тоже отчасти и ассоциативные связи. Но суть различия действительно в том, что для субъекта, понимающего вторую фразу, в ней есть кое-что, кроме ассоциаций. ...У писателя... некоторое цельное общее представление, хотя бы еще и не определенное, должно было заранее предшествовать отдельным ее словам. Это целое и определило ход фразы. ...В первом же ряду слов, чисто ассоциативном, это общее сочетание вообще отсутствует. В нем нет общей связности мысли, он похож на кучу камней, из которых можно построить дом, но для этого нужен, кроме камней, еще и общий план. Итак, суть осмысленной фразы состоит в особом соединении многого в субъективное единство, в особое общее сочетание частей, которое характерно для апперцептивных связей, в их отличии от ассоциативных [с. 171-172]. ч нмш; '»' оо •
Дело в том, что в основе «субъективного единства осмысленной фразы» лежит не просто особое сочетание частей, а сенсорная психическая конструкция, уже моделирующая ту грань реальности, которая с помощью этой фразы тоже репрезентируется, хотя и совершенно по-новому. Другими словами, в основе вербальной конструкции Гете лежит сенсорная модель реальности, которая и представляет
1 Апперцепция... В. Вундт... употреблял этот термин... для обозначения активного умственного процесса выбора и структурирования внутреннего опыта, центра внимания внутри сферы сознания... [Большой толковый психологический словарь, 2001, с. 57].