Автор пишет, что так называемый...
Б. М. Величковский [2006а, с. 37-38] сообщает, что этнографические данные ставят под сомнение организующую роль собственно прототипов, так как вместо перцептивно наиболее часто встречающегося или типичного эту роль нередко выполняет самое важное с практической точки зрения. Причем понятия базового уровня в этих случаях обычно оказываются значительно более конкретными, чем у испытуемых Элеоноры Рош. Например, у индейцев айтца-майя из Гватемалы базовая категория для птиц — это индейка (из-за ее вкусного мяса и особого культурного значения), а для змей — наиболее ядовитая, хотя и сравнительно редкая в этом регионе, разновидность.
Автор пишет, что так называемый экземплярный подход стал основной альтернативой теории прототипов. Он призван объяснить примерно тот же круг феноменов, что и теория Элеоноры Рош, однако отрицает существование или по крайней мере эффективность абстрактных прототипов. Предполагается, что эпизодическая память способна сохранять конкретные примеры категорий, по отношению к которым и определяется возможная категориальная принадлежность других объектов. Автор [2006а, с. 38] полагает, что о целесообразности такой стратегии говорит прежде всего то, что у нас обычно нет ни времени, ни особого желания заниматься абстрактными классификациями.
Л. Брукс и сотрудники (L. R. Brooks, G. R Norman & S. W. Allen, 1991; L. R. Brooks, V. R. LeBlank & G. R. Norman, 2000) продемонстрировали, что конкретные примеры из памяти врачей, например, могут выступать как фактор, влияющий на образование новых медицинских понятий. Диагностические оценки испытуемых — врачей сильно зависели от визуального сходства тестового случая с увиденными ими ранее в процессе своего обучения больными с тем же диагнозом.
Мне представляется, что обсуждаемый «экземплярный подход» действительно может играть существенную роль в механизме формирования понятий. Дело в том, что многие общие понятия: рыба, река, игрушка и т. п. — возникают не на основе собирательной модели-репрезентации, включающей в себя сразу многие модели - репрезентации разных сходных сущностей, обозначаемых такими понятиями, а сначала на основе модели-репрезентации одной такой сущности: река Волга, рыба карп и т. д. Это особенно наглядно проявляется в медицине, когда студенты усваивают некоторые специальные понятия на основе клинической демонстрации больного с соответствующим симптомом, синдромом или заболеванием. Например, больного с коревой сыпью, рожистым воспалением или даже проказой. И соответствующие общие понятия, обозначающие вид патологии, формируются у будущих врачей, по крайней мере поначалу, на основе модели-репрезентации данного экземпляра, а не множества сходных больных. Лишь со временем все больше моделей-репрезентаций конкретных экземпляров включаются в собирательную модель-репрезентацию, являющуюся значением данного понятия, а у врача появляется то, что называют клиническим врачебным опытом.