Здесь решающее значение имеет тот факт, что в этом...
Мы говорили до сих пор о сенсорных моделях движений, но существуют и вербальные конструкции, описывающие специфические движения определенных объектов. Эти конструкции являются вербальными значениями соответствующих понятий, обозначающих данные движения.
Дж. Брунер (1981) замечает: ^
Сначала ребенок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным действиям, с помощью которых он управляется с этим миром. Со временем мир оказывается представленным ему еще и в образах, сравнительно свободных от действий. Постепенно формируется дополнительно еще один новый и мощный путь: перевод действия и образа в языковые средства, что создает третью систему представления. Каждый из трех способов представления — действенный, образный и символический — отражает события своим особым образом [с. 87-88].
Если «третий» путь есть все основания выделять особо, то разделять первые два, с точки зрения психической феноменологии, особых оснований нет. Брунеровское «действенное представление» — это не что иное, как совокупность чувственных восприятий, возникающих в процессе нашего действия с объектом. Тогда как брунеров - ские «образные представления» — это те же чувственные восприятия, возникающие в процессе наблюдения за объектом, а не непосредственного взаимодействия с ним. Однако само наблюдение — лишь вариант взаимодействия. Образ изменяющегося или движущегося предмета — даже более естественная и привычная сенсорная репрезентация предмета, чем образ предмета, находящегося в покое. И тем не менее что-то заставляет вернуться к мысли Дж. Брунера. Он (1981) продолжает: ,,,
Например, если речь идет об узле, то мы научаемся его завязывать, и когда заявляем, что уже «знаем» его, то подразумеваем под этим, что у нас есть привычная структура й усвоенного нами действия. Навык, с помощью которого мы представляем себе данный узел, есть организованная последовательность действий, управляемых некоторой схемой, скрепляющей разрозненные сегменты воедино. Здесь решающее значение имеет тот факт, что в этом случае объект оказывается представлен индивиду через посредство действия. Презентация же в плоскости образов состоит в следующем. Это картина рассматриваемого узла в конечной фазе, или на одном из промежуточных этапов завязывания, или даже динамическая картина завязывания узла. Следует сказать, что (хотя это и само собой разумеется) для выполнения действия вовсе не обязательно иметь перед собой или в голове его картину [с. 88].