В связи с этим интересно...
Из факта наличия в сознании сенсорной модели движения совсем не следует, что ее прототип существует в данный момент в воспринимаемой физической реальности. Так же, как из восприятия красного цвета отнюдь не следует, что этот красный цвет находится там, где мы его видим. Можно сказать, что наша психическая модель движения объекта в физической реальности совершенно явно включает в себя то, чего там уже нет, а следовательно, наша психика в данном случае репрезентирует нам нечто большее, чем то, что существует в окружающем нас мире в каждый настоящий — единственно только и наличествующий в физическом мире момент.
Следует ли из этого факта, что движения нет в физическом мире? Из него скорее следует, что наши представления о физическом движении и о времени нуждаются в серьезном пересмотре. В связи с этим интересно высказывание Дж. Гибсона (1988):
...у так называемого оптического движения настолько мало общего с физическим движением, что его не следует даже называть движением. Каким же образом оптическое возмущение соотносится с задаваемым им событием в окружающем мире и есть
Глава 2.7. Модели объектов, их свойств и изменений 573
Ли между ними вообще хоть какое-нибудь соответствие? Такое соответствие есть, и оно имеет вид последовательной упорядоченности. Начало и конец возмущения, jf, f: в строе в точности совпадают с началом и концом события в окружающем мире. Если события одновременны, возмущения тоже одновременны [с. 166].
Для нас важно то, что благодаря'своим сенсорным репрезентациям движения мы видим то, чего на самом деле нет в воспринимаемом нами настоящем физической реальности. Точнее, воспринимаемое нами настоящее окружающего мира не соответствует настоящему «реальности в себе». Данный факт трудно понять и еще труднее принять, тем более что именно способность психики создавать развернутые в субъективном времени репрезентации обеспечивает эффективную адаптацию живых существ к окружающему миру. Однако нам необходимо все же понимать отличия своих психических репрезентаций физической реальности от самой физической «реальности в себе» и тот факт, что мы воспринимаем не настоящее физической реальности, как до сих пор принято считать, а ее недавнее прошлое и настоящее в виде единого целого. И восприятие это к тому же часто сопровождается даже прогностическими представлениями ее будущего.