В большинстве своем они формируются...
Это выглядит так, как будто имеющий навыки печати человек обладает, как полагают многие авторы (см., например: Когнитивная психология памяти, 2005), «имплицитной» памятью и якобы на бессознательном уровне «знает», где именно находятся определенные буквы на клавиатуре компьютера. На самом деле это не «знание», а рефлекторная двигательная реакция, возникающая в ответ на появление в сознании слухового образа представления буквы при одновременном наличии в сознании визуального образа восприятия клавиатуры.
Человек на чувственно-двигательном уровне «знает» также, где находятся разные части его тела, где находится земля и как взять рукой объект или пнуть ногой мяч. Причем это мышечное, процедурное, операционное или практическое «знание» тела, реализуемое в форме необходимого движения, плохо рефлексируется и плохо
576 Часть II. Феноменология символических репрезентеций
Понимается нами. Несмотря на это, специфические образы немедленно запускают нужное «типовое» действие. Мы не можем выразить это свое процедурное «знание» вербально и даже более или менее четко его себе представить, что порождает вопрос: а «знание» ли это? По сути дела, это усвоенные нами условные рефлексы — двигательные реакции, возникающие при появлении в сознании строго определенных сенсорных конструкций, преимущественно кинестетически-проприоцептивных, но включающих в себя и визуальные, и слуховые, и тактильные образы. В большинстве своем они формируются еще в детстве в процессе усвоения нами привычных движений и их автоматизации.
М. Мерло-Понти (1999) так пишет об этом:
...если меня просят коснуться моего уха или колена, я подношу к ним руку по самому короткому пути, и для этого мне не нужно представлять себе исходную позицию! руки, позицию уха и маршрут оттуда досюда. ...При усвоении навыка «понимающим» является тело. ...Понимать — значит чувствовать согласие между тем, чего мы добиваемся, и тем, что дано, между намерением и осуществлением... [с. 193].