Main » 2015 » Февраль » 28 » Самые элементарные фразы у младенцев появляются...

Самые элементарные фразы у младенцев появляются...

В этом факте нет ничего удивительного, потому что значения языковых кон­струкций чаще всего являются адекватными моделями разных аспектов окружа­ющего мира и легко встраиваются в глобальную сенсорную модель-репрезентацию мира, существующую и в сознании говорящего, и в сознании слушателя. Причем вербальные элементы этой модели представляют собой своего рода многочисленный, но все же ограниченный «набор деталей» сложного языкового «конструктора». И если новые языковые конструкции адекватно «дублируют» чувственные модели реальности, то их понимание людьми не вызывает особых трудностей. Если же они неадекватны чувственным моделям, то даже правильно грамматически выстроен­ная языковая конструкция становится бессмысленной: «Шутливое солнце тяжело обдувало грустное облако».



Н. Хомский (2005а) полагает, что: «г. к.



...носители английского языка интуитивно знают, что местоимение he («он») можно понять как относящееся к Джону в (1), но не в (2): (1) John said that he was happy. «Джон сказал, что он счастлив». (2) Не said that John was happy. «Он сказал, что Джон счастлив [с. 18-19]. It?-»



Глава 2.8. Проблема значения слов и понятий 621



Однако для объяснения понимания предложений в данном случае не требуется привлекать никаких якобы врожденных интуитивных знаний. Ребенок прекрасно понимает потенциально содержащуюся в языковой конструкции модель реально­сти, так как здесь вербальная модель дублирует сенсорную. В первом случае «Джон сказал, что он (Джон) счастлив». Во втором случае «(Некто) он (другой) сказал, что Джон счастлив». В основе этих языковых конструкций лежат чувственные модели, которые репрезентируют разную реальность. И данный факт очевиден для носителя языка, хотя в предложениях и используется одно и то же слово «он», так как существенно не столько само слово, сколько в целом вербальная модель, в которой оно используется.



Самые элементарные фразы у младенцев появляются значительно позже, чем они научаются чувственно моделировать и опознавать предметы (см., например: Д. Шэффер, 2003; X. Би, 2004; Г. Крайг, 2004 и др.). Из этого следует, что задолго до появления вербальных конструкций у ребенка появляются полимодальные модели-репрезентации объектов и их действий, в том числе чувственно-образные аналоги того, что позже превратится у них в разнообразные пропозиции. Чувствен­ные модели и являются тем, о чем Н. Хомский пишет как о «врожденных языковых универсалиях». Ребенку, имеющему уже, например, чувственно-образную модель действующего объекта — мурлыкающей кошки, не составляет большого труда заменить в этой существующей уже модели чувственные образы усвоенными по­нятиями киса и мурлычет для того, чтобы получилась первая элементарная про­позиция, а затем и фраза.

Просмотров: 117 / Добавил: admin / Дата: 14.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.