Ребенок просто меняет...
Обычно правила использования знаковых средств не формулируются теми, кто упо -
> г..' требляет язык... они существуют скорее как навыки поведения... [с. 56].
Очень характерно признание самого Н. Хомского (2004): :! •''г'; “
Как неоднократно подчеркивалось, традиционные грамматики в значительной сте - ,;, пени обращаются к сообразительности говорящего. Они не формируют в явном виде правила грамматики, но скорее приводят примеры и делают намеки, которые дают возможность понятливому читателю определить грамматику некоторым способом, который сам по себе непонятен [с. 102].
Из сказанного лишний раз следует, что никаких правил, «связывающих сигналы с семантическими интерпретациями этих сигналов» [там же], нигде, кроме как в сознании исследователей этих «сигналов и семантических интерпретаций», нет. Но их можно создать, разработать, что успешно и делается. Можно также разработать правила ходьбы или бега. Такие правила, кстати, даже, весьма возможно, были бы полезны, к примеру, учащимся бегать трусцой. Так же, как правила письменного родного языка полезны ученикам, изучающим письмо в школе.
Удивительные достижения детей объясняются тем, что они усваивают понятия и слова языка не на «пустом месте», а на основе уже существующих у них сложней - ^ ших сенсорных моделей реальности. И понятия становятся составной частью этих уже работающих у ребенка моделей, а не чем-то самостоятельным и независимым от прочего когнитивного развития — «отдельным лингвистическим модулем», как полагает доминирующая в психологии и лингвистике теория языка. В процессе
Глава 2.8. Проблема значения слов и понятий 619
Усвоения ребенком навыков речи понятия и конструкции из понятий сначала просто как бы дублируют чувственные модели окружающего ребенка мира. Ребенок способен выучить любой язык, потому что важной частью любого языка является совокупность знаков, которые лишь замещают существующие уже в его сознании сенсорные модели окружающего мира. Ребенок просто меняет одни свои психические модели — прямые — чувственные, на другие — символические — вербальные. Сам Н. Хомский(2005) говорит: - us . - ,->у