Представляется логичным или хотя бы привычным
Вернемся к вопросу: сколько времени физический мир существует в неизменном состоянии? Или — за какое время он успевает измениться? Следует принять, что продолжительность физического настоящего стремится к нулю, так как мир постоянно меняется на микроуровне. Представляется логичным или хотя бы привычным, что, впрочем, не обязательно верно, рассматривать процесс существования и изменения физической реальности в виде бесконечного множества ее состояний, отличающихся друг от друга, условно говоря, на один перескок электрона на новую орбиту атома или на излучение одного кванта во Вселенной. Каждое такое состояние только и должно быть рассмотрено в момент своего существования как физическое настоящее мира. В следующем настоящем физическая реальность уже просто несколько иная.
Тогда естественным образом возникает вопрос о справедливости сомнений философов в существовании движения. Правда, заявляя об «исчезновении»
566 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
Движения, мы можем уподобиться физикам, которые в первой половине прошлого века «обнаружили» «исчезновение материи». Такой подход столь же умозрителен и, возможно, даже не вполне адекватен, как, например, попытка дополнить экологические модели воспринимаемых нами предметов моделями их микроструктуры, то есть не нужно путать плоскости анализа проблемы. Абстрактную физическую реальность следует рассматривать на абстрактном вербальном уровне, тогда как воспринимаемый чувственно физический мир — на уровне его сенсорных моделей. И даже если в первом мире, репрезентируемом абстрактными вербальными конструкциями, движения в привычном нам понимании действительно нет, как заметили еще античные авторы, то в окружающем нас чувственно моделируемом мире мы имеем дело с чувственно воспринимаемым движением. . >; i Ч Г >f( ui
И в этом втором мире имеет смысл обсуждать и движение, и предметность (вещность) этого мира, и его «психологическое настоящее», которым можно считать, по-видимому, «порог нерасчлененной длительности»1, так как мир этот конституируется нашими чувственными моделями и существует в виде их. Чувственно моделируемое движение — явление того же порядка, что и чувственно моделируемые вещественные предметы, которые мы воспринимаем сенсорно, несмотря на свои знания о том, что на микроуровне нет ни вещества, ни материи, а есть лишь, как образно сказал Б. Рассел [1999, с. 290], «сложные системы волновых движений». Следовательно, необходимо различать то, что репрезентируется нашим сознанием чувственно в виде движения, и то, что понятие движение представляет собой, будучи репрезентируемым в форме наших вербальных конструкций. , , ,