Он принадлежит не конституирующему...
2.8.7. О вербальном значении образа и ощущения
Разные авторы говорят об одном и том же: истинно человеческие чувственные репрезентации не могут возникнуть без понятийного мышления. Так, В. Виндельбанд (2007)замечает:
Я s • ...Кант установил, что то, что мы называем опытом и что эмпиризм обыкновенно рассматривает как нечто непосредственно данное, представляет собой уже переработку
Глава 2.8. Проблема значения слов и понятий 613
Материала, обладающего чувственными свойствами, переработку, совершаемую с помощью категорий... Они (категории. — Лет.)... служат той организующей силой, без которой опыт был бы совершенно невозможен... [с. 52-53]. t >9
Автор подчеркивает роль И. Канта в установлении того факта, что понятия позволяют человеку сегментировать на чувственном уровне реальность и вычленять в ней чувственное значение, присущее данным понятиям. Благодаря понятиям чувственная реальность понимается человеком уже на ином, человеческом уровне. О том же говорит М. Мерло-Понти (1999):
Чистое ощущение, определяемое воздействием стимулов на наше тело, является
• «конечным результатом» знания, главным образом научного знания, только в силу иллюзии, впрочем совершенно естественной, мы ставим его в начало и считаем, что оно предшествует знанию. Это всего лишь необходимый и по необходимости же обманчивый способ представления разумом собственной истории. Он принадлежит не конституирующему разуму, но области уже конституированного [с. 66].
Ту же мысль развивает X. Патнэм:
. . Даже наше описание наших собственных ощущений, столь дорогое как исходный ц. . пункт знаний для поколений эпистемологов, находится (так же как и сами наши ощущения) под сильнейшим влиянием множества концептуальных выборов. Сами «входные» данные, на которых основывается наше знание, отягощены концептуально ' [цит. по: Дж. Лакофф, 2004, с. 343].
Иными словами, простейшее наше ощущение — это уже результат знания, в том числе вербального, так как без последнего нет ни глубокого человеческого понимания ощущения, ни даже понимания того, что это именно ощущение. Бессмысленно рассматривать, что в ощущении «первично» или что «главное» — сенсорные или несенсорные элементы. И то и другое абсолютно необходимо, по крайней мере в человеческом восприятии.