Main » 2015 » Февраль » 25 » Он принадлежит не конституирующему...

Он принадлежит не конституирующему...

2.8.7. О вербальном значении образа и ощущения



Разные авторы говорят об одном и том же: истинно человеческие чувственные репрезентации не могут возникнуть без понятийного мышления. Так, В. Виндель­банд (2007)замечает:



Я s • ...Кант установил, что то, что мы называем опытом и что эмпиризм обыкновенно рас­сматривает как нечто непосредственно данное, представляет собой уже переработку



Глава 2.8. Проблема значения слов и понятий 613



Материала, обладающего чувственными свойствами, переработку, совершаемую с помощью категорий... Они (категории. — Лет.)... служат той организующей силой, без которой опыт был бы совершенно невозможен... [с. 52-53]. t >9



Автор подчеркивает роль И. Канта в установлении того факта, что понятия по­зволяют человеку сегментировать на чувственном уровне реальность и вычленять в ней чувственное значение, присущее данным понятиям. Благодаря понятиям чувственная реальность понимается человеком уже на ином, человеческом уровне. О том же говорит М. Мерло-Понти (1999):



Чистое ощущение, определяемое воздействием стимулов на наше тело, является



• «конечным результатом» знания, главным образом научного знания, только в силу иллюзии, впрочем совершенно естественной, мы ставим его в начало и считаем, что оно предшествует знанию. Это всего лишь необходимый и по необходимости же обманчивый способ представления разумом собственной истории. Он принадлежит не конституирующему разуму, но области уже конституированного [с. 66].



Ту же мысль развивает X. Патнэм:



. . Даже наше описание наших собственных ощущений, столь дорогое как исходный ц. . пункт знаний для поколений эпистемологов, находится (так же как и сами наши ощущения) под сильнейшим влиянием множества концептуальных выборов. Сами «входные» данные, на которых основывается наше знание, отягощены концептуально ' [цит. по: Дж. Лакофф, 2004, с. 343].



Иными словами, простейшее наше ощущение — это уже результат знания, в том числе вербального, так как без последнего нет ни глубокого человеческого понима­ния ощущения, ни даже понимания того, что это именно ощущение. Бессмысленно рассматривать, что в ощущении «первично» или что «главное» — сенсорные или несенсорные элементы. И то и другое абсолютно необходимо, по крайней мере в человеческом восприятии.

Просмотров: 117 / Добавил: admin / Дата: 21.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.