Лишь сложившаяся привычка...
Р. Эйслер (2007) замечает: ,i пт
...то, что мы с полным правом приписываем вещам как их свойства, не только обра - зует составную часть объектов, но и имеет свой корень в вещах, обладает истинной объективностью [с. 156].
Неудивительно, что «свойства (вещей. — Лет.) обладают истинной объективностью», так как они (свойства) репрезентируются просто иными перцептивными моделями этой же вещи. Лишь сложившаяся привычка нашего мышления превращает отдельные самостоятельные («не основные» по сравнению со зрительной репрезентацией вещи) ее модели в ее же свойства. В свойства другой, тоже чувственной, но исходно более полной нашей репрезентации той же вещи — ее зрительного образа. Еще раз подчеркну, что понятие о чувственном свойстве объекта возникает потому, что у нас дополнительно к зрительному образу объекта формируются его чувственные репрезентации в иных модальностях, в которых сознание не создает «полноценную» или «завершенную» его репрезентацию. Именно они («дополнительные» чувственные репрезентации того же объекта) расцениваются нами как характеристики его основной репрезентации — зрительного образа, а следовательно, и самого объекта. ц v. п, .-ь
В процессе формирования понятий сознание вычленяет, абстрагирует из многих моделей-репрезентаций различных объектов их (объектов) сходные мономодальные
Глава 2.7. Модели объектов, их свойств и изменений 559
Репрезентации, например лимонный запах или сладкий вкус, и создает из них новую психическую конструкцию, репрезентирующую сенсорно то, что принято называть общим свойством этих объектов. Каждая такая собирательная мономодальная сенсорная конструкция становится чувственным значением отдельного понятия: лимонный, сладкий, бугристый, колючий, холодный, яркий, горький и т. п. Сенсорная конструкция и соответствующее абстрактное понятие репрезентируют в сознании лишь умозрительную, отвлеченную сущность — некое свойство, приписываемое сознанием всем объектам данного множества.