Другое дело, что, когда модель-репрезентация...
Э. Бехтель и А. Бехтель [2005, с. 313-314] обсуждают так называемые «признаки - символы», которые, по их мнению, позволяют быстро опознать объект: нос с горбинкой, например, символизирует «лицо кавказской национальности», нос, как слива, — еврея, раскосые глаза — китайца, черная кожа — негра, желтая — азиата,
580 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
А красная — индейца. Для проведения опознания объекта достаточно наличия у него такого «признака-символа». Если сформированное представление не позволяет выделить признак-символ естественным путем, то он формируется произвольно в виде названия, обозначения, имени. Авторы резонно замечают, что для идентификации человека уже не нужно активировать всю информацию о нем, достаточно активировать его признак-символ: это тот человек, у которого нет пальцев (беспалый), или тот, у которого одна рука (однорукий), или тот, который живет у родителей своей жены (примак). Для русского языка критерием выбора символизирующих признаков служит принадлежность, что привело к образованию фамилий (Иванов, Петров, Сидоров).
Мне, впрочем, кажется, что понятие признак-символ ничем не лучше общепринятого понятия существенный признак. Другое дело, что, когда модель-репрезентация объекта ассоциируется с моделью-репрезентацией обозначающего его слова, последняя начинает играть в ней роль того, что авторы называют «признак-символ». Это особенно наглядно проявляется, например, в случае описанных выше человеческих фамилий или в случае присвоения домам, кораблям, городам, любым другим объектам собственных имен.
Учитывая рассмотренные в предыдущих главах механизмы формирования понятий, очевидно, что не признаки объектов играют главную роль в этом процессе и происходит формирование понятий не «посредством выделения существенных признаков», как полагают многие (см., например, Психологический иллюстрированный словарь, 2007, с. 442). Формирование понятий — это естественный процесс эволюционного развития и трансформации нашего психического содержания, сопровождающийся возникновением все более сложных психических конструкций, репрезентирующих окружающие или лишь вероятно окружающие человека сущности, которые и обозначаются понятиями. При этом сознание создает конструкции, репрезентирующие и повторяющиеся особенности этих разных сущностей. В силу склонности сознания к гипостазированию, наделению психических объектов самостоятельным существованием эти вновь образованные им особые сущности (признаки), присущие разным другим сущностям (объектам, явлениям и даже их свойствам и действиям), не только превращаются для нас в часть окружающей физической реальности, но и объявляются необходимыми элементами процесса формирования понятий, обозначающих объекты и явления, их свойства и действия. Хотя на деле признаки появляются у известных уже нам объектов, а не наоборот — объекты создаются нами на основе признаков и обозначаются соответствующими понятиями.