Для мышления, которое, подобно мышлению элеатов
Итак, многие свойства объектов, которые, как принято считать, мы воспринимаем потому, что они присущи объектам, представляют собой созданные человеческим сознанием психические конструкции, конституирующие особые абстракции, которые принято рассматривать как свойства объекта.
2.7.3. Сущность движения и его восприятие
Вопрос: существует ли движение— любой «здравомыслящий» человек воспримет с усмешкой. А. Н. Чанышев [1981, с. 145] между тем напоминает, что еще Зенон высказывал сомнение в реальности движения. Э. Кассирер (2002) тоже замечает: ‘ «ин .аФ
Для мышления, которое, подобно мышлению элеатов, ориентируется исключительно на абсолютное бытие, стремясь в нем застыть, летящая стрела покоится, ибо ей 4 ч1’ в каждое неделимое «сейчас» всегда соответствует одно-единственное, однозначно определенное и неделимое «место» [с. 34].
В. В. Миронов и А. В. Иванов (2005), обсуждая сомнения античных и более поздних философов в наличии движения, пишут:
...вряд ли философы отрицали движение как таковое, но безусловно, что они ставили под сомнение его всеобщность, а главное — возможность логического обоснования движения. ...По разным источникам, в качестве участника указанной ситуации, отрицавшего движение путем хождения, был Диоген Синодский. Гегель отмечает, что его опровержение (как и вообще опровержения подобного типа) является вульгарным...
Авторы (2005) цитируют Гегеля:
: :<> Что существует движение, что оно есть явление, это вовсе и не оспаривается; дви -
• rs жение обладает чувственной достоверностью, оно существует, подобно тому как
•; - существуют слоны; в этом смысле Зенону и на ум не приходило отрицать движение.
U Вопрос здесь идет о его истинности, — fc;.
' Движение. 1. Любое изменение в положении организма или одной, или более его частей. ...Перемещение массы [Большой толковый психологический словарь, 2001, с. 212].
...Понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий [Новейший философский словарь, 1998, с. 198].