С другой стороны, условное высказывание...
Примечания 637
Как сама собой разумеющаяся, бесспорная и существовавшая всегда окружающая физическая реальность. Существенное влияние на восприятие человеком любого объекта или явления реальности оказывает соответствующая вербальная психическая модель этого объекта или явления, присутствующая в объективной психической реальности. Именно она формирует для нас вместе с нашим чувственным образом комплексную, чувственно-вербальную психическую репрезентацию объекта, «делает» из куска старой кости зуб динозавра, а из блестящего камешка — алмаз. Можно поэтому говорить о двух сторонах психической модели любого объекта. Чувственный ее компонент психика человека создает самостоятельно, а вербальный — интериоризирует из объективной психической реальности. При этом вербальная интерпретация объекта оказывает сильное влияние даже на формирование его чувственного образа восприятия, л
(5) Неадекватность положений логики
Обсуждая логику высказываний, которая «лежит в фундаменте всей дедуктивной логики», логик А. А. Ивин (1999) пишет: «При установлении истинности условного высказывания не предполагается, что входящие в него два высказывания связаны между собой по содержанию или смыслу. Такое понятие, как “связь по содержанию”, вообще отсутствует в логике высказываний... Если истинно следствие условного высказывания, то, независимо от того, каким является его основание, это высказывание также истинно. С другой стороны, условное высказывание истинно всякий раз, когда его основание ложно. При этом опять-таки безразлично, истинно следствие или нет и связано оно по содержанию с основанием или нет. К истинным относятся, например, высказывания: “Если Солнце — куб, то Земля — треугольник”, “Если дважды два равно пяти, то Токио — маленький город” и т. п.» [с. 155-156].
Автор продолжает: «Для классической логики вещь существует или не существует, и нет никаких других вариантов. Но как в обычной жизни, так и в науке постоянно приходится говорить не только о том, что есть в действительности и чего нет, но и о том, что должно быть или не должно быть, и т. д.» [с. 194].