Раздражимость, чувствительность
Раздражимость, чувствительность и дифференцированные ощущения, по мнению А. Н. Леонтьева, — это разные этапы развития одного психического явления, которое на первом этапе проявляется для внешнего наблюдателя движением, а на третьем этапе может быть рефлексировано уже испытывающим его субъектом и выражено им словесно. Е. Е. Соколова (2005) добавляет: «По А. Н. Леонтьеву, появление реакции на биологически нейтральный стимул, выступающий для субъекта в его сигнальном значении, означает возникновение чувствительности — собственно психического отражения реальности. Способность организмов реагировать на биотические стимулы называется раздражимостью (она является допсихической или непсихической формой отражения мира организмом)» [с. 193].
На практике действительно достаточно трудно разграничить изменяемость, раздражимость и чувствительность. Тем более сделать это путем внешнего наблюдения. ,
Примечания 627
Воспринимаемый нами объект приобретает качество вещности исключительно благодаря особенностям нашего восприятия. Б. Рассел (2001) пишет, рассматривая аргументацию Д. Беркли:
.... Вещи, как мы их знаем, являются совокупностью чувственных качеств: например, стол состоит из его видимой формы, твердости, звука, который он издает, когда по нему стучишь, и его запаха (если таковой имеется). Эти различные качества определенным образом связаны в опыте, что заставляет здравый смысл рассматривать их в качестве ' : принадлежности одной «вещи»; но понятие «вещи» или «субстанции» ничего не до - : ' бавляет к воспринимаемым качествам и не является необходимым [с. 766-767].
Обсуждая позицию Д. Беркли, В. Виндельбанд (2007) с ним соглашается:
...все, называемое нами вещами и их свойствами, является лишь комплексом вос - ... _• приятий. То, что мы во внешнем мире рассматриваем как существующее, есть лишь конгломерат состояний наших представлений. Существовать — то же самое, что быть ощущаемым: «esse-percipi» («быть — значит быть в восприятии»). Этим крайним проведением сенсуализма Беркли хочет восстановить честь здравого человеческого смысла... [с. 335]. ,