При этом его собственная психика...
В другой работе (2007в) автор пишет:
...невозможно представлять одновременно и совместно многие отдельные содержа - •> ния в одном и том же акте сознания, не соединив их какой-либо связью. В области • • . с чувственного представления восприятия эта связь состоит по меньшей мере в пространственном и временном распорядке, в котором воспринимаются содержания ощущений; по большей части, однако, этот воззрительный синтез уже пропитан логическими формами, как, например, понятием вещности [с. 354].
...понятие сущей и длительной связи содержаний представлений есть понятие вещи... [с. 367].
До середины XX в. внешний мир казался человеку незыблемо вещным и соответствовал созданной им же модели, в которой мир и материя представлялись ему состоящими из мельчайших частичек вещества. При этом его собственная психика не вписывалась в эту модель и потребовалась дополнительная психическая конструкция для ее представления в виде особой нематериальной сущности — сознания. Однако к середине XX в. по мере развития физики вещность и корпускулярность материи стали исчезать под давлением эмпирических фактов, так как микрочастицы вдруг приобрели не присущие телам волновые свойства. Более того, физики поняли, что и это еще далеко не конец, что привычная материя вообще расплывается в нечто неопределенное. Появились заявления, что «материя исчезла», хотя просто прежнее содержание понятия материя оказалось неадекватным ее вновь открытым свойствам. Широко и активно обсуждался (см. например: Б. Рассел, 2001) вопрос: «А есть ли вещество?»
Мне представляется, что при вербальном моделировании реальности на микроуровне, который недоступен нашему восприятию, такой вопрос правомерен и ответ на него отрицателен. Но на уровне мира, репрезентируемого нашим восприятием, у нас нет оснований сомневаться в существовании вещества. Вопрос лишь в том, что следует понимать под «веществом». Наши сенсорные репрезентации — это
628 Примечания
Единственно данные нам непосредственно модели окружающей нас реальности. Все остальное, в том числе наши представления о строении микро - и макромира, — модели реальности, опосредованные вербальным мышлением, а именно последние и заставили человека усомниться в существовании вещества. ,