Здесь мы имеем дело с отношением, а именно...
Стол же вообще в любом случае создается лишь их сознаниями в результате обобщения многих других конкретных реальных объектов: белого стола, коричневого стола, сломанного стола, соседского стола и т. д., и стола (вообще) нет в физической реальности. Это абстракция, психический объект, обозначаемый универсалией стол, и тут правы Д. Беркли и Д. Юм. То же самое относится и к универсалии белизна. Это психическая сущность, создаваемая сознанием из конкретных белого стола, белой стены, белой простыни и т. д. путем абстракции. И ее нет нигде, кроме человеческого сознания.
Итак, и стол (вообще), и белизна (вообще) — продукты нашего сознания. Результаты абстрагирования и обобщения наших сенсорных моделей, результаты трансцендентальной апперцепции. Они лишь универсалии — абстрактные сущности объективной психической реальности.
Б. Рассел (2007) продолжает: г - .^чь
Как и в случае с конкретностями, среди универсалий есть отношения, которые мы осознаем непосредственно. Мы только что видели, что можем воспринимать, что сходство.:;,к ч: между двумя оттенками зеленого больше, чем сходство между оттенком зеленого и от - ji,, тенком красного. Здесь мы имеем дело с отношением, а именно с отношением «больше,
, , , чем» между двумя отношениями. Наше познание таких отношений, хотя оно и требует ; г больше силы абстракции, чем в случае восприятия качеств чувственных данных, liS>, . оказывается в той же степени непосредственным и (по крайней мере, в некоторых -.« ,, случаях) равно неоспоримым. Таким образом, имеется непосредственное знание уни - / версалий, и это так же верно, как в случае чувственных данных [с. 89].
426 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
Автор справедливо полагает, что определенные отношения чувственно доступны нам. В том числе доступны субъективному измерению. Это так, но это совершенно ничего не меняет, так как конкретная белизна конкретного стола еще более очевидно доступна нам чувственно, так же как и сам конкретный стол, что, однако, не превращает ни белизну, ни стол (вообще) из универсалий в сущности физического мира. Так, и отношения, и действия остаются универсалиями, хотя в их основе тоже лежат чувственные восприятия.