Затем продолжает, с одной стороны, дифференцировать...
В обсуждаемом автором примере у ребенка еще просто отсутствует вербальное значение понятия брат, хотя есть значение этого понятия в форме сенсорных моделей-репрезентаций конкретных объектов: Пети, Васи и дяди Саши, например. Вербальное значение понятия брат появится у него позже. Таким образом, ребенок вроде бы и знает, что такое брат (но на чувственном уровне: вот он — брат Ани, а вот мой брат — Петр). В то же время он не имеет еще в своем сознании вербальной конструкции, являющейся вербальным значением понятия брат, например: чей-то брат — это человек, имеющий с ним общих родителей. "« д > : ; s. -
./I. С. Выготский (2005в) предлагает схематически: • -—О"
...представить путь развития спонтанных и научных понятий ребенка в виде двух линий, имеющих противоположное направление, из которых одна идет сверху вниз, достигая определенного уровня в той точке, к которой другая подходит, направляясь снизу вверх [с. 418].
Можно было бы дополнить. «Спонтанные» (по терминологии Л. С. Выготского), или «естественные», конкретные понятия проходят весь этот путь от предпонятия до завершенного понятия «снизу вверх» и приобретают у образованного человека два разных значения: сенсорное — в виде чувственной модели-репрезентации обозначаемого объекта и вербальное — в форме специальной конструкции из других понятий, раскрывающей суть данного понятия. Напротив, большинство абстрактных и особенно научных понятий формируются «сверху» — уже и только на вербальном уровне в результате построения, а обычно — усвоения из объективной психической реальности в готовом виде специальных вербальных конструкций, моделирующих некие новые для данного человека сущности, с которыми у него ассоциируются образы обозначающих их научных терминов — новых слов. Возникнув, такие конструкции легко включают в себя множество разнообразных иллюстрирующих их визуальных образов, в большинстве своем метафорических.
Естественно, в жизни механизмы формирования понятий функционируют одновременно. Так, Б. Стросс (В. Stress, 1969), исследуя усвоение языка, обнаружил, что ребенок сначала усваивает названия растений, которые являются наименованиями родов. Затем продолжает, с одной стороны, дифференцировать номенклатуру наименований конкретных растений, с другой — одновременно дифференцировать и обобщать виды растений. Другими словами, ребенок продвигается по ступеням иерархии «вверх» посредством генерализации и «вниз» — посредством специализации.