Main » 2014 » Декабрь » 24 » Высказывание «Если бы я знал французский...

Высказывание «Если бы я знал французский...

М. Коул и Сильвия Скрибнер (1977) замечают: .. f,, ?v,,



Вероятно, большинство ученых единодушно отвергнет те высказывания Уорфа, .... в которых подчеркиваются произвольный характер связи между языком и опытом, л и неизбежные, жесткие ограничения, накладываемые языком на познавательные 1' ; процессы. Однако, несмотря на недостаточность соответствующих данных, вряд ли кто-нибудь решился бы отрицать полностью значение лингвистической от­носительности. ...Вполне возможно, что «фильтрующий эффект» языка окажется наибольшим в отношении тех явлений, которые описываются в терминах не физи­ческих признаков, а признаков, определяемых культурой. Мы имеем в виду такие явления, как, например, социальные роли; признаки, определяющие категории людей, устанавливаются не природой, а культурой (в отличие от свойств, опреде - ляющих цвета) [с. 77-78]. 'V е



Авторы говорят в данном случае как раз о тех понятиях, значениями которых являются вербальные конструкции. Данные об исследованиях, направленных на выявление именно такого рода различий, приводят, например, Дж. В. Берри, А. X. Пуртинга, М. X. Сигал и П. Р. Дасен (2007):



В английском языке существует условная конструкция, которая показывает, что утверждение ложно. Высказывание «Если бы я знал французский язык, я мог бы



г! читать произведения Вольтера» подразумевает, что говорящий не знает француз - Hi'.i ского языка. Слушатель делает вывод, что предпосылка ошибочна и что значение 1 : • утверждения ложно. В китайском языке нет такой условной модели выражения. Если у слушателя нет никакой предварительной информации, то перед предложением должно стоять четкое отрицание. Например: «Я не знаю французского языка; если бы я знал французский язык, я мог бы читать Вольтера». Согласно Блуму (Bloom, г - 1981), отсутствие маркёра ложности отрицательно влияет на возможности тех, кто говорит на китайском языке, думать ложным образом. Он представил респондентам, говорящим на китайском и английском языках, рассказ, в котором упоминались ложные подтексты с ошибочной предпосылкой. Ложные утверждения были пред­ставлены в условной форме в английской, но, разумеется, не в китайской версии. Блум обнаружил существенные различия, когда спросил, происходили ли нереальные события в действительности. Процентное содержание ложных ответов варьировало от 6 до 63 % среди выборок китайских студентов Тайваня и Гонконга, в зависимости от формулировки рассказов и уровня образования респондентов. Для выборок из США это процентное содержание едва изменялось от 96 до 98 %. По мнению Блума л [1981, с. 29], различия лингвистической формы могут быть ответственны за способ, согласно которому те, кто говорит на английском языке, в противоположность тем, кто говорит на китайском, классифицируют действительность и когнитивно взаимо -

Просмотров: 113 / Добавил: admin / Дата: 23.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.