Всякое отдельное языковое содержание
1 Пример моделируемой сущности — планета Земля, пример конституируемой сущности — черная дыра.
456 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
Языка, которыми мы пытаемся их замещать. Понятия конституируют бесконечный океан не повторяющейся никогда сенсорной информации в ограниченные и узнаваемые блоки. Недаром Э. Кассирер (2002) напоминает:
Всякое отдельное языковое содержание — одновременно проявление и сокрытие
- истины бытия; оно всегда одновременно и просто обозначает, и лишь намекает [с. 54-55].
...каждое слово, скорее, ограничивает предмет, который оно должно обозначать, ив этом ограничении искажает его. Через фиксацию в слове обозначаемый им предмет изымается из непрерывного потока становления, где он пребывает, то есть он ’ '4 понимается не в соответствии с его целым, а отражается лишь в соответствии с односторонним его определением [с. 53-54].
Слово или, точнее, понятие, конструируя элементы реальности, тем самым ограничивает и искажает саму реальность. Для того чтобы достичь «более глубокого понимания сущности вещи», необходимо вводить дополнительно все новые и новые понятия, которые по-иному конституируют чувственно репрезентируемую вещь.
Н. А. Бердяев (1994) пишет:
В объекте нельзя схватить неповторимо индивидуального, можно схватить лишь общее, и потому всегда остается отчужденность. ...Отчужденность от субъекта и оказывается наиболее соответствующей его (объекта. — Авт.) познавательной структуре. , Познание (вербальное. — Авт.) есть отчуждение [с. 248].
И это так, потому что понятие, конституирующее объект, нивелирует все «неповторимо индивидуальное». В результате интериоризации из объективной психической реальности понятия, обозначающего конкретный объект, даже собственное индивидуальное и субъективное восприятие каждого человека трансформируется. Для того чтобы не просто увидеть определенный объект, но и глубоко понять, что же он видит, человеку обычно необходимо интериоризировать значение этого своего субъективного образа из объективной психической реальности. Что он может сделать только в виде соответствующего понятия и объясняющей его вербальной конструкции. Но интериоризация понятия, обозначающего объект, ведет к «отчуждению» воспринимаемого объекта от субъекта, а субъект в результате не может обнаружить в объекте ничего, кроме «общего». . , ^