«Во-первых, рефлексия служит
Данные выводы согласуются и с тем описанием развития науки как открытой сложной системы, которое было предложено А. И. Яблонским и важной особенностью которого является выделение двух сопряженных процессов: сохранения устойчивости, с одной стороны, и ее временного нарушения — с другой.
А. И. Яблонский подчеркивает, что именно «старое» обеспечивает закрепление, ассимиляцию «нового Получение нового знания в рамках научных дисциплин может рассматриваться как возмущающий процесс в рамках науки как системы, устойчивость же ее зависит от способности адекватно разместить это новое знание и возвратиться в стационарное состояние. Этот процесс обеспечивает как «выживание» системы, так и преемственность в ее развитии.
Существенно, что М. А. Розов...
Существенно, что М. А. Розов рассматривает науку (как и общество, материальное производство и т. п.) в качестве системы с рефлексией, системы, в рамках которой знание функционирует определенным образом. «Рефлектирующие системы способны описывать свое поведение и использовать полученные описания в качестве правил, принципов, алгоритмов в ходе дальнейших действий» М. А. Розов вводит понятие рефлексивно симметричных актов деятельности, имея в виду два акта деятельности, отличающиеся друг от друга только фиксацией цели С его точки зрения, это — достаточно распространенный, в том числе и в науке, феномен.
Различные виды такой симметрии и ее нарушения лежат в основе многих социальных явлений, в том числе в основе дифференциации и взаимодействия научных дисциплин Розов приводит следующий пример: к чему стремится научный работник, ставя эксперимент, — к продвижению по служебной лестнице или к получению научного результата? Надеясь на первое, он может получить второе, и наоборот Э. Г. Лапин также считал, что механизм критической рефлексии имеет большое значение для понимания связи науки с деятельностью.
«Во-первых, рефлексия служит орудием критики наличного знания с точки зрения целей деятельности. Во-вторых, именно рефлексия выводит мышление за пределы наличных форм знания, являясь имманентным механизмом его непрестанного развития.