В то же время трудно найти...
...не показывает нам птицу, не воспроизводит перед нашим взором акт горения или свадьбу, но предполагает своим условием, что мы способны вообразить себе эти вещи, уже владея ассоциирующимися с ними словами. ...Символ соединен со своим объектом посредством идеи оперирующего символами ума, без которого таковой связи никогда не могло бы существовать [с. 91-92].
Р. Якобсон [1985, с. 322] замечает, впрочем, что элемент известности и конвенциональное™ связи присутствует и в двух остальных типах знаков — индексных и иконических. Полное понимание картин и схем требует предварительного обучения, так как ни один вид живописи не свободен от символических элементов. Для того чтобы понять картину, мы должны быть знакомы с определенными традициями, в соответствии с которыми как более крупные могут изображаться фигуры, либо находящиеся ближе к зрителю, либо играющие более важную роль, либо действительно имеющие большие размеры. В то же время Р. Якобсон [1985, с. 323] полагает, что попытка рассматривать языковые знаки только как конвенциональные, «произвольные» символы ведет к неадекватному упрощению. Иконичность, по его мнению, играет существенную и необходимую, хотя и подчиненную, роль на разных уровнях языковой структуры.
Ю. М. Лотман [2004, с. 240-249] указывает, что слово «символ» — одно из самых многозначных в системе семиотических наук. Он обращает внимание на то, что еще Соссюр противопоставил символы конвенциональным знакам, подчеркивая
362 Масть II. Феноменология символических репрезентаций
В первых иконический элемент. Так, весы могут быть символом справедливости, поскольку иконически содержат идею равновесия. Символ — посредник между разными сферами семиозиса, а также между семиотической и внесемиотической реальностью. • "‘г >
Индексный аспект языка, отмеченный еще Ч. Пирсом, широко обсуждается сейчас в лингвистических исследованиях. В то же время трудно найти пример чистого индекса, полностью свободного от символических и (или) иконических черт. Типично индексные знаки уличного движения, например, включают конвенциональные, символические компоненты, такие как оппозиция зеленого и красного цвета. Даже жест указания на предмет включает символические элементы, зависящие от культурной традиции, и может иметь такие значения, как указание на необходимость уничтожения, проклятие или желание иметь соответствующий предмет.