В то же время А. Райнах...
Знаком может являться не только объект, но и его свойство или действие. Например, кислый вкус — знак-индекс того, что продукт, например, испортился, плач младенца — знак-индекс его неблагополучия. Знаком может являться даже целая ситуация — похороны, свадьба и т. п. Возможность формирования знаков обусловлена естественной врожденной способностью сознания ассоциировать с моделями - репрезентациями одних объектов и ситуаций реальности модели-репрезентации других объектов, явлений и ситуаций. Модель-репрезентация любой сущности по своей природе потенциально готова ассоциировать и даже включить в себя образы иных сущностей, лишь связанных с основной по механизму совместного или последовательного появления: тень — хищник; молния — пожар — опасность; движение травы — хищник или добыча; по механизму «часть — целое»: перо — птица, навоз — корова, запах — животное; по механизму причинной связи: животное — след животного — объеденные на определенном уровне кусты, хищник — следы когтей на коре и т. д.
Ассоциации формируются по разным механизмам: сходства, контраста, смежности в пространстве и времени, причинно-следственному механизму. В то же время А. Райнах (2006) предостерегает от упрощенного понимания механизмов формирования ассоциаций:
Неверно, что если я в одно и то же время воспринял А и В и если я теперь представляю А, то имеется тенденция представлять и В. Для того чтобы такая тенденция стала понятной, я должен воспринять А и В вместе в феноменальном единстве... Там, где два предмета всегда являются нам, связанные некоторым отношением, возникает ассоциативная связь; и далее, если речь идет при этом об отношении, коренящемся в самих идеях, например, об отношении подобия или контраста, тогда не необходимо даже такое предшествующее явление, тогда представление А как таковое уже ведет к представлению ему подобного или контрастирующего с ним В, и для этого мне вообще не требуется когда бы то ни было воспринимать А и В совместно [с. 371].
Следовательно, ассоциативная связь — это не просто связь или сумма двух явлений сознания, это появление нового, более сложного психического явления. Э. Кассирер (1995а) подчеркивает, что: . v,,