В таком случае было бы странно...
Итак, факты не подтверждают гипотезу о том, что язык оказывает значительное влияние на наше мышление или на восприятие мира. Безусловно, верно то, что язык может влиять на нас (иначе не имело бы смысла писать эту книгу), но влияние касается передачи идей, а не определения идей, над которыми мы размышляем [с. 355].
Однако так думают далеко не все. Д. Мацумото (2002), например, замечает:
...наше биологическое строение играет очень важную роль в нашем восприятии цвета и может закладывать универсальную основу в характер этого восприятия независимо от лингвистических различий в названиях цветов. В таком случае было бы странно обнаружить различие в восприятии цветов, основанное на языке. Таким образом, мы не можем опровергнуть гипотезу Сепира — Уорфа только потому, что язык, по - видимому, оказывает мало влияния на то, как мы воспринимаем цвета [с. 267].
Восприятие цветов действительно не имеет никакого отношения к подтверждению или опровержению гипотезы Сепира — Уорфа, как и любые эксперименты, касающиеся восприятия вообще, потому что гипотеза Сепира — Уорфа относится главным образом к вербальному моделированию людьми недоступной их восприятию реальности, но не к вербальным моделям, возникающим на основе сенсорных моделей-репрезентаций. Модели-репрезентации обусловлены биологически,
464 Часть II. феноменология символических репрезентаций
А потому очень сходны даже у людей из разных культур. Поэтому попытки доказать или опровергнуть гипотезу Сепира — Уорфа с помощью изучения особенностей восприятия объектов разного цвета в принципе не могут достигнуть цели.
Б. Уорф (2003) пишет: -
Считается, что речь, то есть использование языка, лишь «выражает» то, что уже в основных чертах сложилось без помощи языка. Формирование мысли — это якобы самостоятельный процесс, называемый мышлением или мыслью и никак не связанный с природой отдельных конкретных языков. Грамматика языка — это лишь совокупность общепринятых традиционных правил, но использование языка подчиняется якобы не столько им, сколько правильному, рациональному, или логическому, мышлению. Мысль, согласно этой системе взглядов, зависит не от грамматики, а от законов логики или мышления, будто бы одинаковых для всех обитателей вселенной и отражающих рациональное начало, которое может быть обнаружено всеми разумными людьми... безразлично, говорят ли они на китайском языке или на языке чоктав. ...Естественная логика утверждает, что различные языки — это в основном параллельные способы выражения одного и того же понятийного содержания и что поэтому они различаются лишь незначительными деталями... [с. 203].