В случае же сущностей, недоступных...
Механизмы образования понятий, как я уже говорил, зависят от сущностей, репрезентируемых данными понятиями, и если эти сущности исходно моделируются сенсорно, то соответствующие понятия обычно возникают на основе моделей - репрезентаций. В случае же сущностей, недоступных восприятию, обозначающие их понятия формируются на основе описывающих и объясняющих их вербальных конструкций, В то же время ситуация осложняется тем, например, что материальные воплощения многих даже вымышленных сущностей уже созданы человеком в искусственной материальной реальности: в кино, промышленных изделиях и т. д. Поэтому ребенок может сформировать даже понятия колдун, фея, Дед Мороз и т. п. на основе соответствующих сенсорных моделей, почерпнутых им из искусственной материальной реальности.
Итак, подводя итог, еще раз зададимся вопросом: что же такое понятия? Мне представляется наиболее удобным и правильным считать их вербальными образами1, выступающими в качестве непосредственно понятных2 человеку аналогов и заменителей психических конструкций, моделирующих различные аспекты объективной и субъективной реальности.
’i! К-' • I»-- ' ;
1 Говоря так, я сознательно упрощаю картину, так как, строго говоря, каждое понятие — это даже не образ соответствующего слова, а устойчивая психическая конструкция, состоящая из модели-репрезентации определенного слова (обозначающего «нечто») и ассоциированных с ней модели-репрезентации и (или) вербальной конструкции, репрезентирующих обозначаемое данным словом «нечто».
2 Понятных без одновременного появления в сознании элементов их символического значения. ,ь у: зъшг
416 Часть II. феноменология символических репрезентаций
2.1.11. «Феномен слова на кончике языка» F
. В. М. Аллахвердов (2000) спрашивает: (
...объясните, каким образом человек способен оценить, правильно или неправильно он нечто вспомнил, если заранее не знает того, что вспоминает? А если заранее знает, то что же он вспоминает? Человек может помнить, что забыл некую конкретную информацию. Но ведь это значит, что он что-то помнит о забытом. Эта проблема мучила еще св. Августина [с. 39].