В психологии и лингвистике
Очевидно, что не все вербальные конструкции замещают собой конструкции сенсорные. Многие вербальные конструкции формируются, на первый взгляд, в отрыве от сенсорного основания. Например, пропозиция собака больная является уже результатом умозаключения, сделанного на основе других сенсорных и/или вербальных конструкций: собака не ест мяса, она скулит, видимо, у нее что-то болит. Первые части вербальной конструкции замещают собой сенсорную модель и являются описательными, тогда как последняя представляет собой вербальную конструкцию — умозаключение, построенное по аналогии, как логический вывод: когда у человека что-то болит, он жалуется и у него ухудшается аппетит; собака скулит и не ест, значит, у собаки что-то болит.
В психологии и лингвистике до сих пор недооценивается совершенно очевидный факт — то, что первые понятия возникают у ребенка на основе сенсорных предпонятий. Соответственно и первые вербальные конструкции тоже возникают на базе сенсорных моделей объектов и их свойств или изменений в качестве вербальных заменителей этих моделей. Лингвистика, впрочем, сделала больше, чем психология, для понимания роли вербальных конструкций в мышлении. В частности, именно в лингвистике появились первые указания на наличие связи вербальных конструкций и соответствующих сенсорных моделей реальности. Хотя рассматривается эта связь совершенно с иных позиций и с иными целями, чем могла бы рассматриваться в психологии. В психологии же она почти вовсе не рассматривается.
У. Найссер (1981), например, очень неопределенно высказывается на эту тему:
В лингвистике сосуществует много различных подходов к описанию структуры предложения. ...В некоторых из новейших подходов моделью для автоматического описания служат структуры естественных событий: соответствующие описания включают в себя деятелей, действия, указание на место действия и прочие теоретические категории. Предполагается, что все это позволяет детям сравнительно легко понимать предложения, «увидеть», что они означают. ...Поскольку беседа взрослого с ребенком по тому или иному поводу неизменно протекает в непосредственном окружении, ребенок может видеть референт предложения в то же самое время, когда он слышит предложение — вследствие чего эти две схемы оказываются взаимосвязаны. Благодаря какому-то такому механизму, все еще недостаточно понятному, дети начинают постигать значение не только отдельных слов, но и предложений [с. 181].