Main » 2014 » Декабрь » 31 » В психологии и лингвистике

В психологии и лингвистике

Очевидно, что не все вербальные конструкции замещают собой конструкции сенсорные. Многие вербальные конструкции формируются, на первый взгляд, в от­рыве от сенсорного основания. Например, пропозиция собака больная является уже результатом умозаключения, сделанного на основе других сенсорных и/или вер­бальных конструкций: собака не ест мяса, она скулит, видимо, у нее что-то болит. Первые части вербальной конструкции замещают собой сенсорную модель и яв­ляются описательными, тогда как последняя представляет собой вербальную конструкцию — умозаключение, построенное по аналогии, как логический вывод: когда у человека что-то болит, он жалуется и у него ухудшается аппетит; собака скулит и не ест, значит, у собаки что-то болит.



В психологии и лингвистике до сих пор недооценивается совершенно очевид­ный факт — то, что первые понятия возникают у ребенка на основе сенсорных предпонятий. Соответственно и первые вербальные конструкции тоже возника­ют на базе сенсорных моделей объектов и их свойств или изменений в качестве вербальных заменителей этих моделей. Лингвистика, впрочем, сделала больше, чем психология, для понимания роли вербальных конструкций в мышлении. В частности, именно в лингвистике появились первые указания на наличие связи вербальных конструкций и соответствующих сенсорных моделей реальности. Хотя рассматривается эта связь совершенно с иных позиций и с иными целями, чем могла бы рассматриваться в психологии. В психологии же она почти вовсе не рассматривается.



У. Найссер (1981), например, очень неопределенно высказывается на эту тему:



В лингвистике сосуществует много различных подходов к описанию структуры пред­ложения. ...В некоторых из новейших подходов моделью для автоматического описа­ния служат структуры естественных событий: соответствующие описания включают в себя деятелей, действия, указание на место действия и прочие теоретические ка­тегории. Предполагается, что все это позволяет детям сравнительно легко понимать предложения, «увидеть», что они означают. ...Поскольку беседа взрослого с ребенком по тому или иному поводу неизменно протекает в непосредственном окружении, ребенок может видеть референт предложения в то же самое время, когда он слышит предложение — вследствие чего эти две схемы оказываются взаимосвязаны. Благо­даря какому-то такому механизму, все еще недостаточно понятному, дети начинают постигать значение не только отдельных слов, но и предложений [с. 181].

Просмотров: 107 / Добавил: admin / Дата: 23.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.