В противном случае они бессмысленны...
Бессмысленное выражение — это языковое выражение, не отвечающее требованиям синтаксиса или семантики языка. ...Более сложный тип бессмысленного представля - ' ют высказывания, синтаксически корректные, но смешивающие разные выражения -»( языка. ...«Законы логики не тонут в воде», «Цезарь — первое натуральное число» и т. п. [с. 129—130J.
Однако то, имеют предложения смысл или не имеют, зависит не от их соответствия неким формальным правилам логики, законам или «требованиям синтаксиса и семантики языка», а от того, являются ли они моделями окружающего реального или даже только возможного мира (который подчиняется понятным нам законам) или таковыми не являются и не могут являться в принципе. Если они соответствуют глобальной сенсорной модели мира, существующего или возможного, которая имеется в сознании человека, и некоему «построению, порядку» реального или возможного мира, то тогда они имеют смысл. В противном случае они бессмысленны и законы логики, синтаксиса, семантики, языка, лингвистики и т. д. здесь ни при чем.
Г. Глейтман, А. Фридлунд и Д. Райсберг (2001) полагают, что:
'Л'лЛ I ’...утверждение (суждение) описывает миниатюрный спектакль, в котором глагол — это действие, а существительные — исполнители, причем каждое играет свою роль. Н‘. В нашем утверждении о девочке — ударе — мяче «девочка» — это действующее лицо, : «мяч» — объект действия, а «ударила» — само действие. Работа слушателя, таким образом, состоит в том, чтобы определить, какие актеры играют различные роли в спектакле и каков его сюжет (Healy & Miller, 1970) fc. 412].
Авторы правы в том, что многие суждения представляют собой описания наших чувственных моделей, то есть вербальные модели чувственных репрезентаций окружающего мира.
А. Пфендер (2006) пишет о том же, хотя и совсем в другой плоскости:
Каждому определенному суждению соответствует определенное положение дел. Суж - дению «сера желтая» соответствует положение дел, состоящее из вещества серы и его желтизны. Суждение проецирует из себя вовне это положение дел. Оно противопоставляет его себе таким образом, что проецируемое положение дел всегда находится вне проецирующего его суждения, всегда остается «по ту сторону» его или же всегда ему «трансцендентно». ...Поскольку суждение, проецируя отличающееся от него положение дел, определяет его из себя самого, постольку, следовательно, суждение является первичным, а положение дел — вторичным [с. 228-229],