В литературе нет ясного понимания того, что собой...
В другой работе Н. Хомский [2004а, с. 176-177] говорит о том, что его выводы относительно усвоения детьми языка находятся в полном соответствии с учением
О врожденных идеях и подтверждают это учение. Wn’Vv, , ;
Итак, по мнению Н. Хомского, существуют некие врожденные ментальные структуры, присущие любому ребенку, рост и созревание которых обеспечивают усвоение им любого языка. Эти ментальные структуры универсальны и не связаны с конкретным языком. С легкой руки Н. Хомского в литературе широко обсуждаются сейчас разнообразные универсалии1 (языковые, грамматические, лингвистические, синтаксические, врожденные), а также универсальная грамматика и семантика, универсальные правила и условия, универсальная глубинная структура и т. д. Попробуем разобраться, что означают и означают ли что-то вообще некоторые из этих понятий.
В литературе нет ясного понимания того, что собой представляют перечисленные сущности. Сам Н. Хомский в разных своих работах по-разному пытается объяснить, например, что такое «глубинная структура». Она представляется им то как врожденные абстрактные идеи, по сути дела врожденные вербальные конструкции,
1 Универсалии языковые — свойства, присущие всем языкам или большинству из них [Лингвистический энциклопедический словарь, 1990, с. 535].
Универсалии лингвистические. Лингвистические аспекты, которые являются общими для всех естественных языков. Эти гипотетические универсалии обычно принято подразделять на два типа: субстантивные универсалии, которые представляют общие аспекты описания естественных языков, такие как отличительные черты, каталоги классов слов, наборы семантических черт и т. д., и формальные универсалии, которые представляют суть порождающих правил, имеющихся в естественных языках, таких как трансформации [Большой толковый психологический словарь, 2001а, с. 395].
Универсальная грамматика. Гипотетический набор основных грамматических принципов, которые считаются фундаментальными для всех естественных языков [Большой толковыр психологический словарь, 2001, с. 202].