У. Эко, естественно, не может не упомянуть
У. Эко (2005) приводит некоторые возможные формы значений понятия и вербальной конструкции: . ,, ,
Семантическая теория может анализировать содержание выражения различными способами:
А) подыскивая эквивалентное выражение в другой семиотической субстанции (слово [собака] — изображение собаки) (вербальный образ замещается визуальными образами собаки. — Авт.);
Б) подыскивая все эквивалентные выражения в той же семиотической системе (синонимия) (значением понятия собака является тогда понятие пес. — Авт.);
В) указывая на возможность взаимного перевода между разными кодами, относящимися к одной и той же семиотической субстанции (перевод с одного языка на другой);
Г) заменяя данное выражение более аналитическим определением (значением понятия собака может являться тогда более абстрактная вербальная конструкция, например: хищное домашнее млекопитающее из семейства волчьих. — Авт.);
Д) перечисляя все эмоциональные коннотации, привычно связываемые с данным выражением в данной культуре, и поэтому особым образом кодируемые (так, [лев] имеет коннотации [свирепость] и [лютость]) (применительно к собаке вспоминаются понятия преданность, послушание и т. д. — Авт.). 1 •
Глава 2.8. Проблема значения слов и понятий 597
Но никакой семантический анализ не может быть полным, если он не анализирует : г,-,. словесные выражения посредством визуальных, предметных и поведенческих интер - претантов (и наоборот) [с. 330]. ^ ,
У. Эко, естественно, не может не упомянуть образы данного объекта, хотя и с оговорками (см. далее). Придерживаясь бихевиористских убеждений и рассматривая значение с лингвистических позиций, У. Эко безуспешно пытается обнаружить его в мире физических сущностей, так как «ментальные содержания» для него — что-то слишком умозрительное и абстрактное. Автор пытается во что бы то ни стало найти значение всех лингвистических выражений в чем-то «материальном», например в иных семиотических системах, иных семиотических субстанциях и т. д., даже значение тех лингвистических выражений, значение которых скрывается в пирсовском «неограниченном семиозисе». Однако нельзя обнаружить значение лингвистическими методами среди физических вещей, потому что оно является психической сущностью и не поддается в силу этого лингвистическому анализу.