Тогда, используя понятия как «кирпичики», человек...
Другое дело, что, определяя существующие и известные им понятия, обозначающие объекты и явления, исследователи выстраивают вербальные конструкции, в которых используют известные им другие понятия (обозначающие признаки этих объектов и явлений). В результате может складываться ошибочное впечатление, что «выделение существенных признаков — основа формирования понятий» (см., например: Большой психологический словарь, 2004, с. 409). Однако мы имеем здесь дело не с формированием понятий, а лишь с созданием исследователями определений понятий, что совсем не одно и то же. Л.. ."<• К ЯШ'! - >
Глава 2.7. Модели объектов, их свойств и изменений 581
Именно из-за подобной, говоря метафорически, «постановки телеги впереди лошади» понятия рассматриваются в современной психологии как «пучки семантических признаков» [Б. М. Величковский, 2006а, с. 25], как «репрезентации..., основанные на... группировке по признаку общих свойств» [Хелен Гейвин, 2003, с. 135] или как «совокупности определенных существенных признаков» [Психологический иллюстрированный словарь, 2007. с. 435].
' - ‘i-- ’ •' 'г ‘ - j. .г •:
.н • . Я — 1;Н1!НГС--Н^п
;;';№ 2.7.6. Уровни моделирования реальности '
Окружающую реальность человек моделирует непосредственно с помощью чувственных образов и ощущений и (или) «символически» с помощью понятий. На определенном этапе возможности чувственного моделирования исчерпываются, так как с его помощью не удается смоделировать грани реальности, недоступные восприятию. Тогда, используя понятия как «кирпичики», человек строит из них вербальные психические конструкции в виде новых моделей реальности, которые обозначает абстрактными понятиями: научный закон, орбита планеты, прошлое и т. п. Можно попытаться выделить несколько уровней психических моделей.
1-й уровень — условно аналоговые чувственные модели — модели-репрезентации конкретных объектов реальности, которые обозначаются затем конкретными понятиями — именами собственными.