Такие сенсорные конструкции не просто...
С
Глааа 2.7. Модели объектов, их свойств и изменений 575
Теперь понятно, что Дж. Брунер, говоря о так называемом «действенном представлении», имеет в виду все же нечто иное и весьма важное. Он имеет в виду последовательность сенсорных конструкций, репрезентирующих изменяющийся в процессе взаимодействия с человеком объект и состояние человека, изменяющееся в процессе выполнения определенного действия с объектом. Эта последовательность включает в себя не только визуальные, тактильные и акустические образы взаимодействующих объекта и человеческого тела, но и модель - репрезентацию внутреннего состояния тела человека в процессе выполнения данного действия с объектом.
Такие сенсорные конструкции не просто репрезентируют состояние человека и объекта в процессе их взаимодействия, но и обеспечивают в последующем выполнение аналогичного действия, так как определенные их «блоки» запускают соответствующие необходимые стереотипные моторные ответы — движения, представляющие собой элементы сложного действия. Каждому формирующемуся движению ребенка соответствует сложная совокупность интероцептивных и экстероцептивных ощущений и образов, всякий раз повторяющихся при выполнении определенного движения или действия с объектом. В результате к моменту усвоения ребенком двигательного навыка у него возникают сенсорные модели-репрезентации собственного тела и объекта как в состоянии покоя, так и в процессе разных действий с объектом. Формирование таких конструкций в процессе научения ребенка определенным движениям и действиям представляет собой обучение этим движениям и действиям. Появление у ребенка связей между сенсорными конструкциями, репрезентирующими ему его собственное тело и изменения тела в связи с изменениями определенного объекта, с одной стороны, и соответствующими им моторными реакциями, с другой стороны, и есть то, что называют формированием двигательного навыка.
«Типовые» сенсорные конструкции, включающие в себя зрительные образы и множество интероцептивных ощущений, моделируют наше тело в состоянии покоя, а также в процессе разнообразных привычных движений и действий. Такие психические конструкции участвуют в регуляции всех движений и действий, особенно автоматизированных навыков. Их трудно вербализовать, то есть выразить словами, но они вполне узнаваемы для нас сенсорно. Печатая, например, текст на компьютере, я периодически ловлю себя на том, что моя рука непроизвольно двигается по клавиатуре к изображению очередной буквы, слуховой образ которой возник в моем сознании.