Так, вполне вероятно, что малыш, у которого...
...понятие является представителем некоторого класса — это определенная совокупность признаков, которые мы ассоциируем с этим классом [с. 374].
О том же пишет Р. Л. Солсо (1996):
' Для наших целей его (понятие. — Авт.) можно определить как совокупность опреде - " ленных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки». ...«“Пра -
Глава 2.1. Понятия 397
Вило”», связывающее признаки понятия, звучит так: понятие определяется всеми признаками, которые ассоциируются с ним [с. 424]. кг г. ,
Принятое нами здесь определение понятия предполагает, что при обработке информации человеком происходит сортировка признаков объектов или событий на связуемые группы [с. 425]. '»ч ; : ' ;
У. Найссер (1981) рассматривает понятия как некие схемы, относящиеся к речи:
Мысленные образы суть перцептивные предвосхищения, то есть схемы, активность которых не зависит от перцептивного цикла, к которому они обычно относились бы. Если подобные схемы включают в себя как планы, относящиеся к речи, так и планы, относящиеся к зрению, то образ может сопровождаться словом. Так, вполне вероятно, что малыш, у которого формируется образ собаки (например, вследствие того, что он услышал ее лай), произнесет одновременно слово «собака» [с. 183].
М. А. Холодная (2002) пишет: •• •• • .,«»«/. ..
О. Харви, Д. Хант и Г. Шродер считали, что в качестве основного посредника между ситуационными воздействиями и личностными чертами выступает «концепт» (понятие)... В операционном плане понятие рассматривается как категориальная схема, посредством которой любое поступающее впечатление кодируется, преобразуется или оценивается. Понятие, таким образом, — это некоторый субъективный эталон, который предопределяет характер познавательного отношения личности к происходящему. Иными словами, это устройство, фильтрующее опыт, благодаря чему представления об окружающем дифференцируются и интегрируются... [с. 28].