Таким образом, для того, чтобы...
472 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
Автор заключает: ;.,г. ц>!,.с--- итд.«vs'
Несмотря на интенсивное исследование этих вопросов, не удалось выявить почти или "ч;!; совсем никаких убедительных данных в поддержку этой гипотезы [там же].
А. Ребер (2001) также утверждает, например:
К. i Даже если в языке каких-то людей не будет отдельных слов для обозначения крас - ного и оранжевого цвета, они будут различать их так же, как и те, в чьем языке эти слова есть [с. 344].
С этим трудно согласиться, так как различать их они не будут. Смогут различить, имея необходимые для этого физиологические аппараты, но не будут этого делать, потому что у них нет соответствующих понятий, а следовательно, никогда не возникало соответствующей необходимости и практики. Если же у них была такая необходимость и практика, то они, естественно, будут их различать и в их языках будут понятия, позволяющие им это делать. Возможно, впрочем, что будут не отдельные специальные понятия, а лишь сложные вербальные конструкции из - многих понятий, которые тем не менее позволят различать репрезентируемые ими сущности.
Во многих источниках, например, повторяется, что народы, населяющие Крайний Север, различают до 20 видов снега. Г. К. Триандис [2007, с. 127] пишет, что арабы используют около 6 тысяч слов, имеющих отношение к разведению и использованию верблюдов, и около 50 из этих слов относятся к разным стадиям стельности верблюдов. Мы тоже потенциально способны различать 20 видов снега и разные стадии стельности верблюда, но у нас не было такой необходимости и подобного опыта, нет соответствующих понятий и мы не в состоянии на практике сделать это, пока нас не обеспечат соответствующими понятиями и не научат это делать. Научить — это и означает в том числе снабдить соответствующими понятиями или конструкциями из понятий, позволяющими что-то конституировать в окружающей реальности. Таким образом, для того, чтобы использовать собственные биологические способности на практике, мало их иметь. Надо еще иметь опыт их использования и соответствующие понятия или конструкции из разъясняющих понятий.