Следовательно, движение...
Для нас сейчас важно не столько даже попытаться немедленно ответить на вопрос, есть ли «физическое» движение в «реальности в себе», сколько два других обстоятельства. Первое: при попытке обоснования наличия движения в физической реальности у исследователей возникают сомнения в том, что оно есть там в привычной для нас чувственно репрезентируемой форме. Второе: движение тем не менее обладает для нас, как указывает Г. Гегель [1993, с. 276], неоспоримым «чувством достоверности». Что стоит за этим «чувством»? Чтобы ответить, надо понять, что собой представляет сенсорная репрезентация движения.
В. В. Любимов [2007, с. 257] указывает, что «видимым или феноменальным движением» называют впечатление или переживание наблюдателем движения объекта. Следовательно, движение — это субъективное переживание наблюдателя, воспринимающего объект. Видимое движение разделяется на реальное и иллюзорное. «Реальным движением» называют феноменальный, или субъективный, коррелят физического движения предмета, а иллюзорным — кажущееся движение объективно неподвижного предмета. Таким образом, и в том и в другом случае мы имеем психическую репрезентацию движения, но во втором случае нет «объективного» движения предмета. Вспоминаются слова В. П. Зинченко (2007):
Задача преодоления абстракции «простого движения» (выражение Ф. Е. Василюка), преодоления взгляда на живое движение как на материальное, механическое, непсихологическое все еще стоит перед психологией. Без ее решения целостность нашей тгг - науки не может быть достигнута [с. 802].
Глава 2.7. Модели объектов, их свойств и изменений 569
Возникают новые вопросы. Следует ли различать движение физическое и психическое восприятие движения? Чем различаются <<реальное движение» и «движение иллюзорное» в феноменологическом смысле? Можно ли говорить, например, об образе восприятия движения по аналогии с образом восприятия объекта? Если да, то какова его продолжительность?