Сказать, что классические...
Автор [2004, с. 20-21] однако обращает внимание на то, что значительная часть наших категорий являются категориями даже не предметов, а абстрактных сущностей: событий, действий, эмоций, пространственных и социальных отношений. Они относятся к правительству, болезням, сущностям научных и повседневных теорий, таким как электроны, с одной стороны, и простуды — с другой. Дж. Лакофф
(2004) пишет:
Человеческие категории не находятся объективно «в мире», внешнем по отношению к человеку. По крайней мере, некоторые категории являются воплощенными. Кате - <!>, гории цвета, например, детерминируются совместно внешним физическим миром, человеческой биологий, человеческим умом и культурными Факторами. Структура базового уровня зависит от человеческого воспри: с < с< < сти воображения, двигательных способностей и т. д. [с. 84]. г-ждая, «,н<}«гмг
430 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
- Категоризация является формой мышления. Сказать, что классические категории существуют вне каких-либо существ или умов, — значит сказать, что существует трансцендентная логика Вселенной, рациональность, которая выходит за пределы любого существа или любого ума. Классическая категоризация и классическая логика представляют собой две стороны одной медали [с. 458].
С тем, что категории не находятся объективно во внешнем мире, нельзя согласиться, так же, впрочем, как и опровергнуть это. Их действительно нет в физическом мире, но они тем не менее объективны, так как могут находиться вне отдельного человеческого сознания. Опять мы увязаем в неопределенных значениях терминов. Верно ли утверждение, что в окружающей человека среде реально не существуют объекты (вообще), например: дерево (вообще), животное (вообще), стол (вообще) и т. п. ? Ответ на этот вопрос совсем не прост, и представления Платона имеют отнюдь не только исторический интерес, потому что эти объекты действительно реально существуют в окружающем нас мире, хотя и в особой форме.
Они существуют в объективной психической реальности, окружающей нас (см.: С. Э. Поляков, 2004). Объективную психическую реальность для каждого из нас создает субъективное содержание сознания множества людей, живущих вокруг и взаимодействующих с нами. Содержание их сознания включает в том числе и категории, которые, с одной стороны, являются субъективными элементами разных сознаний, но, с другой стороны, существуют независимо от сознания каждого конкретного субъекта и вне его — в сознании других людей.