Путаница, связанная со значением «значения»
Глава 2.8. Проблема значения слов и понятий 587
Все это приводит к тому, что выявление сущности, репрезентируемой понятием значение, для многих авторов превращается в безнадежную задачу [Большой толковый психологический словарь, 2001, с. 284] и вызывает желание отказаться от самого этого термина [Ч. У. Моррис, 1998, с. 77]. Ч. У. Моррис (1998), например, пишет:
Путаница, связанная со значением «значения», отчасти кроется в неспособности, . различать с достаточной ясностью то измерение семиозиса, которое является в данный момент предметом рассмотрения... В одних случаях «значение» указывает на десигнаты, в других — на денотаты, иногда — на интерпретанту; в ряде случаев — на то, что знак имплицирует, в других — на процесс семиозиса1 (ссылка моя. — Авт.) как таковой, а зачастую на значимость или ценность. ...Другой фактор, способ - ствующий путанице, — психолингвистический: людям вообще трудно мыслить
О сложных функциональных и реляционных процессах, и эта ситуация нашла отражение в преобладании определенных языковых форм. Действие сосредоточивается вокруг оперирования вещами, обладающими признаками, но тот факт, что эти вещи и свойства выступают только в сложных связях, осознается гораздо позже и с большим трудом. ...Значение рассматривается как некая вещь среди других вещей, как определенное «нечто», определенным образом расположенное в определенном месте. Таким местом может быть признан десигнат... Или же таким местом может оказаться интерпретанта... В действительности же ни одна из этих точек зрения не оказалась состоятельной и необходимой. ...Значения не следует размещать как сущности в каком-либо месте процесса семиозиса, но следует определять, исходя из этого процесса в целом. «Значение» — это семиотический термин, а не имя в языке, на котором говорят о вещах; сказать, что в природе существуют значения, вовсе не означает утверждать, что имеется класс сущностей наравне с деревьями, скалами, организмами, а значит только, что такие объекты и свойства функционируют в рамках процесса семиозиса [с. 74-75].