Причем человеку при использовании...
Наконец, на еще более высоких уровнях обобщения с какого-то момента сенсорные модели объектов могут практически исчезать, так как обозначающие их понятия (например, актуальность или деиндивидуализация) настолько абстрактны, что сознание затрудняется даже просто в подборе каких-либо чувственных иллюстраций для них. Вместе с тем не следует забывать высказывание М. Айзенка, П. Брайанта, X. Куликэна и др. о том, что:
...даже наши «самые абстрактные» мысли всегда содержат примесь воображения...
[С. 63]. •
Учитывая то, что психические конструкции, являющиеся значениями понятий, варьируются от чувственных моделей-репрезентаций до вербальных конструкций, состоящих из многих других понятий, которые лишь иллюстрируются отдельными
556 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
Чувственными образами, следует дать новое и более широкое определение понятия. Понятие — это вербальный образ, способный полноценно заменить собой в сознании устойчивую психическую конструкцию, репрезентирующую какую-либо сущность. Причем человеку при использовании понятия для его эффективного понимания достаточно появления в сознании лишь соответствующего вербального образа и не требуется актуализации всей психической конструкции, являющейся его значением.
2.7.2. Модели свойств объектов
Что представляют собой качества, или свойства1, объектов? Д. В. Пивоваров пишет в Современном философском словаре (2004):
Англоязычные философы-эмпирики тесно сближают между собой понятия свойства, качества и чувственного данного, подчас просто отождествляя их [с. 607].
Г. Гельмгольц (2002) поясняет:
...наблюдая устойчивость особого типа взаимодействия, мы приписываем объекту постоянную и неизменную способность вызывать определенные эффекты. Эту неизменную способность мы называем свойством. ...Несмотря на свое наименование, свойства тел не означают чего-либо свойственного данному отдельному объекту, а определяют результат взаимодействия его с некоторым вторым объектом (в том числе с нашими органами чувств). ...Свет, отраженный от киновари, нельзя назвать красным; он является таковым лишь для определенного типа глаз [с. 38-39].