Опыты Дж. Сперлинга
1 К физиологическим причинам, например, относится исчезновение образа восприятия при фиксации положения объекта по отношению к сетчатке.
2 Иконическая (по У. Найссеру (1981)) и эхоическая память.
570 Часть И. Феноменология символических репрезентаций
Опыты Дж. Сперлинга и многие другие эксперименты свидетельствуют об очевидной способности нашей психики сохранять образы восприятия той реальности, которая уже стала прошлым, при одновременном или практически одновременном по субъективному ощущению восприятии той, которая еще является настоящим. Для того чтобы появилось восприятие движения, сознание должно сопоставлять не менее двух, а скорее даже больше мгновенных визуальных образов, возникающих со строго определенным интервалом между окончанием первого и возникновением второго и даже, возможно, между возникновением первого и возникновением второго.
Восприятие плавного, без разрывов движения объекта возникает только в том случае, если время между появлением в сознании последовательных незначительно отличающихся друг от друга образов восприятия объекта не превышает какой-то определенной критической величины. Вероятно, она близка к 20-40 мс, так как это соответствует скорости смены 25-50 кадров фильма за секунду, но зависит в том числе от особенностей воспринимаемого объекта. Б. М. Величковский [2006, с. 200] сообщает, как уже отмечалось выше, что звуковой сигнал длительностью 10 мс имел «инерцию» 110 мс, а длительностью 100 мс — только 20 мс.
Если возник один мгновенный образ восприятия объекта, то восприятия движения объекта, естественно, нет, как и в случае возникновения субъективно одинаковых мгновенных образов объекта. Если возникают повторные, но минимально отличающиеся друг от друга мгновенные образы восприятия, то появляется восприятие движения. Как отмечает И. Рок [1980, с. 203], восприятие движения относится к впечатлениям «все или ничего». Объект кажется либо движущимся, либо неподвижным.
Воспринимаемые движения объекта могут быть либо адекватными — в случае нерезких различий между мгновенными перцептивными образами, либо странными, нелепыми и даже хаотичными — при резких различиях между последовательными образами. Из сказанного следует, что можно говорить об условиях, необходимых для появления восприятия непрерывного естественного движения. К ним необходимо отнести: