Main » 2014 » Ноябрь » 24 » Они всплывают, иногда...

Они всплывают, иногда...

После возникновения в сознании данного понятия нам для понимания вновь воспринятого вербального образа (образа слова «куб») не требуется уже допол­нительной актуализации в сознании модели-репрезентации куба. Мы понимаем известный нам образ слова сразу и непосредственно при появлении его в сознании без развертывания конструкции, являющейся его значением. Как и почему это про­исходит, объяснить гак же трудно, как объяснить понимание человеком возникшего в его сознании чувственного образа известного ему объекта — стула, например, или чашки. Можно лишь констатировать, что знакомый вербальный образ (понятие) столь же понятен нам, как и любой знакомый невербальный образ, и, видимо, по­тому, что тоже входит в модель-реперезентацию определенного объекта.



А. Райнах (2006а) так пишет об этом:



...тот, кто произносит слова с пониманием, нацеливается с их помощью или сквозь них на нечто иное... Для любого непредвзятого наблюдателя нетрудно усмотреть, что ни о каком присутствии этих предметов, ни о каком «представлении» их в указанном выше смысле не может быть речи. Конечно, эти предметы могут присутствовать, я могу называть горы и одновременно живо представлять их в восприятии или в вос­поминании. В таком случае они, конечно, представлены, но можно тотчас заметить, что это сопутствующее представление обычно не имеет места или, по крайней мере, не должно иметь места с необходимостью. Но и в тех случаях, когда предмет, обо -



- значенный именем, представлен, мы всегда должны отличать от этого представления еще и акт подразумевания, который связан с произнесением имени [с. 490-491].



Рассматривая феноменологию вербального мышления, А. Райнах подчеркивает, что мы способны непосредственно понимать образы слов, которые для этого не должны сопровождаться актуализацией своего символического значения в форме



Главв 2.1. Понятия 403



Образов объектов, обозначаемых словами. Слово «понятия» он заменяет «актами подразумевания», а «образы представления» — «наглядными образами»:



Акт подразумевания следует за актом подразумевания, быстро сменяя друг друга; мы нацеливаемся на всю ту предметность, что обозначается словами: однако... в большин­стве случаев нельзя заметить ни малейшего следа какой-либо наглядности, сопро­вождающей это нацеливание или подразумевание. Конечно, время от времени здесь всплывают разного рода наглядные «образы», смутные, неопределенные контуры предметов, о которых здесь идет речь, или же «образы» других, более или менее род­ственных им предметов, которые иногда замечаются, но но большей части остаются незамеченными. Они всплывают, иногда длятся дольше, чем тот акт подразумевания, к которому они относятся, и вновь исчезают. На очевидную последовательность подразумевающих актов (понятий. — Авт.) они, по-видимому, оказывают лишь не­значительное влияние: они подобны случайной ряби на поверхности струящегося потока воды. ...В том, что наглядно дано мне в случае чувственного восприятия, передо мной предстает весь предмет в целом, и точно таким же образом припомина­емый или воображаемый предмет заключен в соответствующем наличном наглядном содержании. ...В случае подразумевающих актов все обстоит совершенно иначе. Даже если наглядные схемы здесь также всплывают и вновь исчезают, то они лишены какой бы то ни было репрезентирующей функции. Они ничего не «представляют» и не «воплощают» — в случае подразумевания нет вообще ничего, что было бы пред­ставлено, — они ведут существование, совершенно свободное от подразумеваемого предмета [с. 495].

Просмотров: 121 / Добавил: admin / Дата: 23.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.