Объединяя свои модели микромира с моделями...
630 Примечания
Сущностей на уровне воспринимаемого нами мира. Мы можем и должны понимать и использовать вербальные модели реальности, но вещные репрезентации окружающего мира являются для нас неоспоримыми и эталонными. Объединяя свои модели микромира с моделями воспринимаемого мира, мы совершаем методологическую ошибку и порождаем множество научных псевдопроблем. Такое объединение сродни построению умозрительной конструкции из яблок и планет на том основании, что и те и другие, согласно нашим представлениям, материальные. h
Существование мировоззрения «здравого смысла» обусловлено и определяется в первую очередь нашим восприятием, которое делает не подлежащим сомнению существование мира вещей, прямой линии, веса (массы) тела и т. п. — всего того, что описывается законами физики Ньютона. При этом нам ясно также, что реальность не укладывается в мировоззрение «здравого смысла». Она гораздо сложнее, более того, она в основном недоступна нашему восприятию и воссоздается нами опосредованно с помощью выстраиваемых нашим мышлением символических психических конструкций: физика Эйнштейна, неевклидова геометрия, невещественность материи, замена массы энергией и т. д. и т. п.
Не следует пытаться перенести свои привычные сенсорные модели реальности на те ее сферы, которые могут быть смоделированы исключительно на вербальном уровне и проиллюстрированы лишь метафорически, хотя это естественный и главный прием, позволяющий нам познавать неизвестное. Например, планетарная модель атома — не более чем красивая, а главное, понятная для всех чувственная метафора — фантазия Н. Бора. Она может даже достаточно длительное время вполне удовлетворять исследователей, как удовлетворяют обывателя «сантехнические» метафоры устройства человеческого тела: «закупорка сосудов шлаками», «очистка кровеносного русла, печени или организма в целом», «перегрузка сердца» и т. п. Конечно, хотим мы того или нет, но взгляд на мир современного человека определяется и будет определяться в еще большей степени уже не столько тем, что и как он видит, сколько направляющими и определяющими его мировосприятие, моделирующими этот мир вербальными психическими конструкциями его предшественников, создающими для него особую объективную психическую реальность (С. Э. Поляков, 2004).