О глубинной и поверхностной структуре...
610 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
Значения даже у такого простого предложения, хотя бы потому, что оно зависит от общего контекста.
О глубинной и поверхностной структуре можно говорить не только применительно к предложениям, но даже и применительно к некоторым словам, находящимся, например, в процессе естественной трансформации. Так, словоформам («поверхностным структурам») «езжай», «поезжай» и «ехай» (новая форма, которую стали активно использовать последние десятилетия) соответствует одна и та же «глубинная структура» — понятие поезжай. 'X>ц: ')
2.8.6. Понимание понятий и вербальных конструкций
Б. Рассел (2000) пишет: f'V''
Осознание универсалий называется пониманием, а универсалия, нами осознанная, называется понятием (concept) [с. 191].
Тем не менее осознание и понимание, как я уже писал выше, с моей точки зрения, совершенно разные явления. В отношении определения понятия понимание1 в отличие от понятия осознание наблюдается гораздо большее единодушие среди исследователей. То, что понимание и осознание — это не одно и то же, легко заметить при восприятии иностранного текста. Мы осознаем наличие текста, даже понимаем, что у него, вероятно, есть недоступный нам смысл, то есть мы осознаем наличие психического образа восприятия данного объекта, но его значение недоступно нашему пониманию. Нельзя при этом сказать, что мы не понимаем того факта, что видим объект и объект этот является иностранным текстом. Следовательно, глубина понимания объекта тоже может быть разной, тогда как степень осознания всегда постоянна2.
Г. Райл (1999) спрашивает: .к -•< :'л>лгг .Cf л - .йвд
, Он (человек, не умеющий играть в шахматы. — Авт.) видит производимые ходы так же ;! ; 1 ясно, как видит их его разбирающийся в шахматах сосед. Но ничего не понимающий в игре наблюдатель не может сделать то, что может его сосед, — оценить мастерство или его отсутствие у игроков. Так в чем же разница между простым наблюдением действия и пониманием того, что наблюдается? [С. 60.]