Main » 2015 » Март » 6 » Но какие бы руку или глаз...

Но какие бы руку или глаз...

Д. Беркли (2000) критически рассматривает «абстрактную идею» цвета, опи­сываемую им так: «...отбросив от отдельных, воспринятых в ощущениях цветов то, что отличает их один от другого, и сохранив лишь то, что обще всем им, ум образует абстрактную идею цвета, который ни красен, ни синь, ни бел и вообще не есть какой-либо определенный цвет» [с. 122].



Фактически автор говорит здесь не об абстрактной идее, а о ее абстрактной иллюстрации, об абстрактном образе, «который ни красен, ни синь, ни бел и во­обще не есть какой-либо определенный цвет». Подобная абстракция неприемлема



1 Мы уже рассматривали выше, что качества объекта — это репрезентации того же объекта, который представлен нам в форме, например, визуального образа (основной репрезентации объекта), но репрезентации уже в других модальностях. Сформированная из репрезентаций разных модальностей полимодальная модель-репрезентация объекта и есть объект, поэтому репрезентации разных модальностей не могут быть представлены в сознании в отрыве от него, так как именно они сами в том числе его и образуют.1 л;./» :Г>:^тнтк.-;



Примечания 641



Для Д. Беркли (2000): «Обладают ли другие люди такой чудесной способностью образовывать абстрактные идеи, о том они сами могут лучше всего сказать. Что ка­сается меня, то я должен сознаться, что не имею ее. Я действительно нахожу в себе способность воображать или представлять себе идеи единичных воспринятых мною вещей и разнообразно сочетать и делить их. Я могу вообразить человека с двумя головами или верхние части человека, соединенные с телом лошади, я могу рас­сматривать руку, глаз, нос сами по себе отвлеченно или отдельно от прочих частей тела. Но какие бы руку или глаз я ни воображал, они должны иметь некоторые определенные образ и цвет. Равным образом идея человека, которую я составляю, должна быть идеей или белого, или черного, или краснокожего, прямого или сгорбленного, высокого, низкого или среднего роста человека. Я не в состоянии каким бы то ни было усилием мысли образовать вышеописанную абстрактную идею (говоря иначе — образ предмета без его качеств или образные качества без самого образа предмета. — Авт.). Точно так же для меня невозможно составить абстрактную идею движения, отличную от движущегося тела (образ движения без образа движущегося тела. — Авт.), — движения, которое ни быстро, ни медленно, ни криволинейно, ни прямолинейно; и то же самое может быть сказано о всех про­чих абстрактных идеях», [с. 123-124]. , ~ •

Просмотров: 256 / Добавил: admin / Дата: 23.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.