Но, говорят нам, так как ум способен...
А. А. Ивин (1999) пишет: «Косвенное доказательство устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает ошибочность противоположного ему допущения, антитезиса. Как с иронией замечает американский математик Д. Пойа, “косвенное
640 Примечания
Доказательство имеет некоторое сходство с надувательским приемом политикана, поддерживающего своего кандидата тем, что опорочивает репутацию кандидата от другой партии”... Доказательства от противного обычны в наших рассуждениях, особенно в споре. При умелом применении они могут обладать особенной убедительностью» [с. 219-220]. - юж.
Многие основные законы логики отменяются самими же логиками. Так, например, в интуиционистской логике «...не действует закон исключения третьего, несомненный для классической логики. Отбрасывается также ряд других законов... В частности, закон снятия двойного отрицания (“Если неверно, что не а, то а”) и закон приведения к абсурду, дающий право утверждать, что математический объект существует, если предположение о его несуществовании приводит к противоречию» [А. А. Ивин, 1999, с. 190].
(6) Д. Беркли об «абстрактной идее»
Д. Беркли (2000) пишет: «Всеми признано, что качества или состояния вещей в действительности никогда не существуют порознь, каждое само по себе, особо и в отдельности от всех прочих, но что они всегда соединены, как бы смешаны между собой по нескольку в одном и том же предмете1. Но, говорят нам, так как ум способен рассматривать каждое качество в отдельности или абстрагируя его от всех прочих качеств, с которыми оно соединено, то тем самым он образует абстрактные идеи. Например, зрением воспринимается предмет протяженный, окрашенный и движущийся; разлагая эту смешанную или сложную идею на ее простые составные части и рассматривая каждую саму по себе и с исключением остальных, ум образует абстрактные идеи протяженности, цвета и движения. Не в том дело, чтобы было возможно для цвета или движения существовать без протяжения, а в том, что ум может образовать для себя посредством абстрагирования идею цвета с исключением протяжения и идею движения с исключением как цвета, так и протяжения» [с. 121-122].