Main » 2014 » Ноябрь » 21 » Нет иного способа, которым...

Нет иного способа, которым...

образом сплетены в неразрывное единство [с. 133]. ,,,..,....5,



X. Гадамер (2006) тоже считает, что:



...понятия не являются произвольными орудиями нашего интеллекта, с помощью



'• которых человек упорядочивает опыт и господствует над ним. Понятия выросли из опыта, являются артикуляцией нашего понимания мира и тем самым обозначают



• ., развитие опыта [с. 516].



Таким образом, человеческие понятия, с одной стороны, так далеко удаляются от чувственных репрезентаций, на основе которых они изначально возникли, что часто трудно обнаружить их связь с сенсорными моделями-репрезентациями. С другой стороны, корни их, несомненно, растут из чувственных репрезентаций. Так, сначала возникают сенсорные модели яблока и его красного цвета, а потом соответствующие понятия яблоко и красный. Б. Рассел (2007) пишет:



Вы не сможете понять значение слова «красный», кроме как через наблюдение за v; . красными предметами. Нет иного способа, которым это можно было бы сделать.



В этом не поможет изучение языка или просмотр словарей. Ничто такое не поможет вам понять значение слова «красный» [с. 136].



И это принципиально верно. Значением первых понятий являются сенсорные модели реальности, и только через последние их можно понять. Позже появляют­ся абстрактные понятия, например фрукт и цвет, но и в их основе все еще лежат собирательные сенсорные модели множеств окружающих человека сходных объ­ектов реальности. Конкретные и все более и более абстрактные понятия можно метафорически сравнить с пирамидой, в основании которой лежат чувственные модели. И только далеко вверху располагаются так называемые «чистые поня­тия» — абстракции, возникшие на основе предшествующих абстракций и как бы отрывающиеся от этой чувственной основы, которую тем не менее при желании можно обнаружить. нг.-ч-зд.



Процесс формирования конкретного понятия, моделирующего важный для ребенка объект «А» (маму, кота Ваську, куклу Машу и т. п.), схематично выгля­



Глава 2.1. Понятия 401



Дит примерно так: сенсорная модель-репрезентация объекта «А» ассоциируется в сознании ребенка с моделью-репрезентацией объекта «В» — соответствующего слова, благодаря применению последнего в связке с объектом «А» окружающими ребенка людьми. В результате образ восприятия объекта «В» (слова) начинает всякий раз актуализировать в сознании ребенка субъективно более важную для него модель-репрезентацию объекта «А». Возникает соответствующее понятие: мама, Васька, Маша и т. д., представляющее собой модель-репрезентацию основ­ного объекта «А», включающую в себя модель-репрезентацию соответствующего объекта-знака «В».

Просмотров: 121 / Добавил: admin / Дата: 15.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.