Многие из этих объектов...
Существует целая группа физических объектов, которые могут выступать в качестве заместительных копий и моделей основного объекта. Сюда относятся, например, отражения основного объекта (в воде, зеркале, других отражающих средах), а также такие искусственные объекты, как фотографии, аудио-, кино - и видеозаписи основного предмета и изображающие его картины, рисунки, карикатуры, схемы, наброски и т. п. Я вижу человека, его отражение в зеркале, его фотографию, его изображение на экране во время просмотра фильма с его участием, шарж на него, нарисованный карандашом. Во всех этих случаях очевидно, что я вижу разные материальные объекты, но в каждом из них я почему-то узнаю одного и того же человека. Почему? Каким образом, например, выполненный в виде нескольких линий шарж актуализирует в моем сознании мысль об определенном знакомом человеке? Более того, его вещи, место, где он живет, наконец, высказанные им мысли, которые я вспоминаю, немедленно вызывают в моем сознании некое знание о нем.
Дело в том, что отражение в зеркале, фотография, изображение на экране и шарж являются иконическими знаками, а многие другие вещи — знаками-индексами основного объекта. Соответственно, образы их восприятия немедленно вызывают в моем сознании актуализацию модели-репрезентации основного объекта. Многие из этих объектов рассматриваются с позиции «здравого смысла» в качестве «физических образов» или копий, моделей и отражений основного объекта. В соответствии с тем же «здравым смыслом» понятия психический образ и физический образ
642 Примечания
Вроде бы различаются, но их различия очень расплывчатые и далеко не очевидные. Значение понятия психичесжий образ близко для «здравого смысла» к значению термина образ (вообще). И тот и другой для «здравого смысла» — нечто вроде копий чего-то основного, но психический образ — копия особая: «как бы картинка, но уже в голове», «изображение» объекта в сознании, «отражение» окружающего мира или его фрагментов чем-то вроде психического «зеркала». Мышление, подчиняющееся «здравому смыслу», понимая сущностные различия между образом восприятия предмета, отражением того же предмета в зеркале и изображением предмета на бумаге, тем не менее в значительной степени отождествляет их, что выливается в общее их обозначение — «образы», закрепленное в языке.