И. Накопление вербальных...
Возникновение понятий приводит к тому, что в психике субъекта начинается следующее.
1. Сегментирование и дифференциация чувственных репрезентаций, выделение из недифференцированного «океана» чувственных репрезентаций отдельных чувственных конструкций, которые выступают затем как понятные для человека чувственные модели строго определенных физических сущностей: объектов, явлений, их свойств и действий, отношений, событий, фактов и др.
2. «Маркировка» — обозначение выделенных сложных чувственных «блоков», состоящих из множества очень разных чувственных образов и ощущений, чувственными же образами простых искусственных объектов — слов.
3. Замена сложнейших и громоздких чувственных «блоков», моделирующих элементы физической реальности, простыми единичными чувственными образами определенных слов.
4. Развитие новой формы мышления — понятийного, или вербального, с принципиально новыми возможностями моделирования реальности.
5. Формирование вербальных моделей очень сложных сущностей реальности из нескольких вербальных моделей более простых сущностей.
6. Использование этих вновь созданных вербальных моделей для построения с их участием вербальных моделей сущностей, не воспринимаемых чувственно вовсе, то есть репрезентирование принципиально недоступной восприятию реальности. , t
7. Иное и более глубокое по сравнению с чувственным понимание окружающего мира, появление вербального знания.
8. Использование понятий для коммуникации и передачи (пусть условной, но все же достаточно эффективной) психического содержания между людьми.
9. Выстраивание вербального мышления разных людей по общим принципам (например, принципам аристотелевской формальной логики, принципам западного объективизма, религиозным принципам и т. д.).
Глава 2.1. Понятия 369
10. Унификация субъективных моделей реальности, то есть содержания сознания разных людей, что облегчает их коммуникацию и взаимопонимание.
И. Накопление вербальных моделей реальности в форме вербальных знаний о ней и о человеке, их передача следующим поколениям — негенетическое наследо- ваниезнаний. " - v - <’"