Это позволяет сознанию сконструировать...
572 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
В сознании (и только там) могут одновременно присутствовать и прошлая, и настоящая репрезентации окружающей реальности в виде мгновенных образов воспоминания и восприятия одного и того же ее аспекта. Именно совместное пребывание в сознании репрезентации того, что только что было воспринято, и репрезентации того нового, что еще воспринимается, и обеспечивает феномен сенсорного моделирования не только того, что принято называть движением, но и того, что мы называем временем.
Репрезентации изменений окружающей реальности, рассматриваемые нами как движения объектов, существуют лишь в нашем субъективном «психическом настоящем». Воспринимаемые нами изменения окружающего мира явно выходят за пределы «физического настоящего реальности в себе», захватывая ее «физическое прошлое». Следовательно, особенности нашего сенсорного моделирования создают у нас специфическую репрезентацию окружающего мира, по меньшей мере не вполне соответствующую «реальности в себе». Мгновенные образы восприятия окружающего возникают в сознании одновременно с мгновенными иконическими образами только что воспринятого окружающего, что делает только что ушедшую и навсегда исчезнувшую физическую реальность элементом нашего «психического настоящего». Такую форму репрезентации физической реальности обеспечивают последовательности мгновенных образов восприятия и воспоминания одних и тех же изменяющихся элементов физической реальности, присутствующие в сознании если не совместно, то по крайней мере с субъективным ощущением одновременности их наличия.
Это позволяет сознанию сконструировать и «ухватить» чувственно процесс и факт движения. Именно феноменология наших психических явлений, а конкретно последовательности изменяющихся мгновенных образов объекта, субъективно ощущаемые в качестве присутствующих в «психическом настоящем», позволяют сознанию «сконструировать» и сенсорно «зафиксировать» даже такое движение объекта, которого в физической реальности может и не быть вовсе.