Это обусловливает необходимость...
Знака обычно понимается чье-то сознание — присутствующее фактически или потенциально... третьим участником семиозиса... является не интерпретатор в целом, а то в нем (например, некие изменения состояния его сознания...), что возникает под действием знака объекта; Пирс называет это интерпретантом...» [У. Эко, 2005, с. 469].
Глава 2.1. Понятия 367
Дует выделять два разных «блока»: чувственный и вербальный1. Есть ли для этого реальные феноменологические основания?
Сенсорные модели реальности представляют собой вполне самостоятельный, завершенный и достаточный для эффективной адаптации к миру уровень психического функционирования, что доказывается вполне успешным существованием животного мира. О «наглядно-действенном мышлении» и «сенсомоторном интеллекте» писали С. Л. Рубинштейн (1999), Б. В. Теплов (2008), Ж. Пиаже (1969) и многие другие исследователи. ф: ' '
Сенсорный уровень моделирования обеспечивает:
• возникновение наиболее разнообразных и непосредственных психических репрезентаций окружающего мира с максимально возможной для субъекта степенью их достоверности, то есть соотнесенности с элементами физической «реальности в себе»;
• сенсомоторный уровень взаимодействия с реальностью, то есть запуск возникающими чувственными репрезентациями безусловно - и условно-рефлекторных движений (З)2 и сложных действий;
• чувственную основу для дальнейшего символического моделирования, репрезентирования и понимания мира. Ч,: ;i V; •
Вместе с тем чувственный уровень не обеспечивает глубокого понимания субъектом внутренних отношений между сенсорно моделируемыми сущностями. Это обусловливает необходимость появления следующего уровня психического моделирования — уровня вербальных, или символических, конструкций.
Наличие радикальных феноменологических различий между чувственными и вербальными психическими репрезентациями представляется совершенно очевидным абсолютному большинству исследователей. Г. Глейтман, А. Фридлунд и Д. Райсберг (2001), например, пишут: